Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 30»
Приложение № 5
к ООП ООО МБОУ СОШ № 30
принято на педагогическом совете
протокол от 30.08.2023 № 1
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Математическая грамотность»
(основное общее образование)
Возраст обучающихся: 5-6 класс
Срок реализации: 1 год
1 час в неделю, 34 часа в год
Разработчик:
Подковыркина Наталья Геннадьевна,
учитель математики
с.Клевакинское
2023г.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Математическая
грамотность» (далее – Программа) разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей
обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения
программы основного общего образования по русскому языку. Это позволяет
обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всем пространстве
школьного образования: не только на уроке, но и за его пределами.
Актуальность введения предметного курса по математике в школьную программу:
предметный курс позволяет планомерно вести дополнительную деятельность
по предмету;
позволяет доработать, углубить и расширить учебный материал, вызывающий
трудности, что способствует более успешному выполнению срезовых и
итоговых контрольных работ;
различные формы проведения предметного курса, способствуют повышению
интереса к предмету;
рассмотрение более сложных заданий способствует развитию логического
мышления обучающихся;
создаются
условия для формирования функциональной грамотности
школьников в деятельности, осуществляемой в формах, отличных от урочных.
Учитель математики не может ограничиться рамками своей работы только
обучению детей на уроке. Успех учителя в работе определяется не только высоким
уровнем учебной деятельности учащихся на уроке, но и кропотливой «черновой»
работой в различных видах внеурочных занятий. В классах обычно имеются
учащиеся, которые хотели бы узнать больше того, что они получают на уроке, есть
дети, которых интересуют задачи «потруднее», задачи повышенной сложности,
задачи на смекалку. Правильно поставленная и систематически проводимая работа,
особенно на предметном курсе, помогают решить задачи:
Привитие интереса к математическим знаниям;
Развитие математического кругозора;
Привитие навыков самостоятельной работы;
Развитие математического мышления, смекалки, эрудиции;
Показать связь математики с жизнью.
В настоящее время основной и самой важной задачей курса математики в
основной школе является освоение учащимися системы математических знаний,
формирование базовых умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой
деятельности, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения
образования на третьей ступени обучения или в среднеспециальных учебных
заведениях.
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом федеральных
образовательных программ начального общего образования. Это позволяет на
практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога,
ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное
развитие ребёнка. Это проявляется:
− в выделении в цели программы ценностных приоритетов;
− в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной
деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в программе воспитания;
− в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих их
вовлеченность в совместную с педагогом и сверстниками деятельность.
Основные цели и задачи реализации содержания курса:
Цели:
- развитие математических, интеллектуальных способностей учащихся, обобщенных
умственных умений;
- развитие у учащихся практических навыков решать нестандартные задачи, задачи
на формирование функциональной грамотности;
- углубление и расширение знаний учащихся.
Задачи:
- формировать у учащихся навык решения базовых и нестандартных задач, в т.ч.
функциональной математической грамотности;
- расширить сферу математических знаний учащихся;
- приобщить учащихся к работе с математической литературой и интернет
ресурсами;
- создать положительную мотивацию обучения математике.
На изучение внеурочной деятельности «Математическая грамотность»
отводится 34 часа: в 5 классе – 34 часа (1 часов в неделю), в 6 классе – 34 часа (1 часов
в неделю). Срок реализации: 2023-2024 гг.
Учебники и учебные пособия:
«Читаем, решаем, живём» - Математическая Грамотность, 5 класс»:
учебное пособие / под ред. Е.Н. Белай – Краснодар, ГБОУ ИРО
Краснодарского края. - 2022 – 40 с.;
Реализация курса «Читаем, решаем, живём» - Математическая
Грамотность, 5 класс»: учебно-методическое пособие / под ред. Е.Н. Белай
– Краснодар, ГБОУ ИРО Краснодарского края. - 2022 - 57 с.;
Математическая грамотность. 6 класс. Сборник эталонных заданий.
Выпуск 2. Часть 1,2 2023 | Рыдзе О.А., Рослова Л.О., Ковалева Г.С.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 КЛАСС
Арифметические операции с целыми числами.
Чтение и преобразование информации, представленной в виде таблиц.
Решение уравнений.
Решение задач разных типов (на покупки, работу, движение).
Дроби. Арифметические операции с дробными числами.
Нахождение части числа и числа по его части.
Решение задач на проценты.
Решение заданий на вычисление и построение на местности.
Решение заданий на прямоугольный параллелепипед, куб, шар.
Решение задач разных типов.
Решение задач функциональной математической грамотности;
Решение заданий, вариантов ВПР.
6 КЛАСС
Арифметические действия с отрицательными числами, обыкновенными
и десятичными дробями;
Нахождение части числа и числа по его части;
Оценивание размеров реальных объектов окружающего мира;
Извлечение информации, представленной в таблицах, на диаграммах;
Модуль числа;
Сравнение обыкновенных дробей, десятичных дробей и смешанных
чисел;
Нахождение значения арифметического выражения с обыкновенными
дробями и смешанными числами;
Несложные логические задачи;
Задачи на проценты, задачи практического содержания;
Геометрические представления при решении практических задач;
Геометрические построения;
Задачи на логическое мышление, умение проводить математические
рассуждения;
Решение задач функциональной математической грамотности;
Решение заданий, вариантов ВПР.
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности
осуществляется по направлениям по ФГОС, преимущественно через:
вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность,
которая предоставит им возможность самореализоваться в ней,
приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для
своего личностного развития социально значимые отношения, получить
опыт участия в социально значимых делах;
формирование в кружках, секциях, клубах и т.п. детско-взрослых
общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими
позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
создание в детских объединениях традиций, задающих их членам
определенные социально значимые формы поведения;
поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной
лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание
накопленных социально значимых традиций;
поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в целях
обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся осуществляется в
рамках выбранных ими курсов, занятий.
Программа внеурочной деятельности «Математическая грамотность»
реализует следующий воспитательный потенциал:
гражданское воспитание — формирование российской гражданской
идентичности, принадлежности к общности граждан Российской
Федерации, к народу России как источнику власти в Российском
государстве и субъекту тысячелетней российской государственности,
уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России,
правовой и политической культуры;
патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю,
Родине, своему народу, уважения к другим народам России;
историческое просвещение, формирование российского национального
исторического сознания, российской культурной идентичности;
духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе духовнонравственной культуры народов России, традиционных религий
народов России, формирование традиционных российских семейных
ценностей;
воспитание
честности,
доброты,
милосердия,
справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к
памяти предков;
эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры на
основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к
лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
физическое воспитание, формирование культуры здорового образа
жизни и эмоционального благополучия — развитие физических
способностей с учѐтом возможностей и состояния здоровья, навыков
безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных
ситуациях;
трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся,
результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую
деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в
продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе,
достижение
выдающихся
результатов
в
профессиональной
деятельности;
экологическое воспитание — формирование экологической
культуры, ответственного, бережного отношения к природе,
окружающей среде на основе российских традиционных духовных
ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы,
окружающей среды;
ценности научного познания — воспитание стремления к познанию
себя и других людей, природы и общества, к получению знаний,
качественного образования с учѐтом личностных интересов и
общественных потребностей.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы
характеризуются:
ВНЕУРОЧНОЙ
учебного
курса
1) патриотическое воспитание:
проявлением интереса к прошлому и настоящему российской
математики;
2) гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, представлением о математических основах функционирования
различных структур, явлений, процедур гражданского общества (например,
выборы, опросы), готовностью к обсуждению этических проблем, связанных
с практическим применением достижений науки, осознанием важности
морально-этических принципов в деятельности учёного;
3) трудовое воспитание:
установкой на активное участие в решении практических задач
математической направленности, осознанием важности математического
образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитием необходимых умений, осознанным выбором и
построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с
учётом личных интересов и общественных потребностей;
4) эстетическое воспитание:
способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию
математических объектов, задач, решений, рассуждений, умению видеть
математические закономерности в искусстве;
5) ценности научного познания:
ориентацией в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, пониманием математической науки как сферы человеческой
деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации,
овладением языком математики и математической культурой как средством
познания мира, овладением простейшими навыками исследовательской
деятельности;
6) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
готовностью применять математические знания в интересах своего
здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность), сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права
на ошибку и такого же права другого человека;
7) экологическое воспитание:
ориентацией на применение математических знаний для решения задач в
области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки
их возможных последствий для окружающей среды, осознанием глобального
характера экологических проблем и путей их решения;
8) адаптация к изменяющимся условиям социальной и природной
среды:
готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению
уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе
умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности
новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
необходимостью в формировании новых знаний, в том числе
формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе
ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и
компетентностей, планировать своё развитие;
способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать
стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать
принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и
последствия, формировать опыт.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки математических
объектов, понятий, отношений между понятиями, формулировать
определения понятий, устанавливать существенный признак
классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии
проводимого анализа;
воспринимать,
формулировать и преобразовывать суждения:
утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие,
условные;
выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия
в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях, предлагать критерии
для выявления закономерностей и противоречий;
делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и
индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от
противного), проводить самостоятельно несложные доказательства
математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить
примеры и контрпримеры, обосновывать собственные рассуждения;
выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом
самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания,
формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему,
самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать
гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану несложный
эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей
математического объекта, зависимостей объектов между собой;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность
полученных результатов, выводов и обобщений;
прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать
предположения о его развитии в новых условиях.
Работа с информацией:
выявлять недостаточность и избыточность информации, данных,
необходимых для решения задачи;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
выбирать форму представления информации и иллюстрировать
решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их
комбинациями;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным
учителем или сформулированным самостоятельно.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и
целями общения, ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в
устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения
задачи, комментировать полученный результат;
в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы,
проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск
решения, сопоставлять свои суждения с суждениями других участников
диалога, обнаруживать различие и сходство позиций, в корректной
форме формулировать разногласия, свои возражения;
представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования,
проекта, самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач
презентации и особенностей аудитории;
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении учебных математических задач;
принимать цель совместной деятельности, планировать организацию
совместной работы, распределять виды работ, договариваться,
обсуждать процесс и результат работы, обобщать мнения нескольких
людей;
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его
часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать и корректировать
варианты решений с учётом новой информации.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата
решения математической задачи;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи,
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
найденных ошибок, выявленных трудностей;
оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и
условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели,
находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
5 класс
1) Оперировать понятием «обыкновенная дробь».
2) Оперировать понятием «десятичная дробь».
3) Решать задачи на нахождение части числа и числа по его части.
4) Использовать свойства чисел и правила действий с числами при
выполнении вычислений.
5) Решать задачи разных типов (на работу, на движение), связывающих три
величины, выделять эти величины и отношения между ними.
6) Использовать свойства чисел и правила действий с числами при
выполнении вычислений / выполнять вычисления, в том числе с
использованием приемов рациональных вычислений, обосновывать
алгоритмы выполнения действий.
7) Решать задачи на покупки, решать несложные логические задачи методом
рассуждений.
8) Читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы.
9) Оперировать понятиями: прямоугольный параллелепипед, куб, шар.
10) Вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях.
11) Решать контекстные задачи (на формирование функциональной
грамотности школьников).
6 класс
1) Владеть понятиями отрицательные числа, обыкновенная дробь.
2) Находить часть числа и число по его части.
3) Владеть понятием десятичная дробь.
4) Оценивать размеры реальных объектов окружающего мира.
5) Извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах.
6) Оперировать понятием модуль числа.
7) Сравнивать обыкновенные дроби, десятичные дроби и смешанные числа.
8) Находить значение арифметического выражения с обыкновенными
дробями и смешанными числами.
9) Решать несложные логические задачи, а также на проверку умения
находить пересечение, объединение, подмножество в простейших ситуациях.
10) Решать текстовые задачи на проценты, задачи практического содержания.
11) Применять геометрические представления при решении практических
задач, а также на проверку навыков геометрических построений.
12) Логически мыслить, проводить математические рассуждения.
13) Решать контекстные задачи (на формирование
математической грамотности школьников).
функциональной
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№
Тема урока
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
6 КЛАСС
№
п/п
Количес Электронный
тво
ресурс
часов,
отводим
ых на
освоение
темы
Арифметические операции с целыми
Библиотека
3
числами. Решение задач по функциональной
ЦОК https://m.e
грамотности.
dsoo.ru/7f4131c
e
Чтение и преобразование информации,
3
представленной в виде таблиц, графиков.
Банк заданий
Решение
уравнений.
Решение
задач
3
Института
функциональной
математической
стратегии
грамотности
развития
Решение задач разных типов (на покупку,
3
образования: ht
работу, движении).
tp://skiv.instrao.
Обыкновенный дроби. Арифметические
2
ru/bankоперации с дробными числами.
zadaniy/matema
Десятичные дроби. Арифметические
2
ticheskayaоперации с дробными числами.
gramotnost/
Нахождение части числа и числа по его
2
части. Решение задач на проценты.
Решение задач на проценты
2
Решение задач на проценты. Решение
2
задание на вычисление и построение на
местности.
Решение заданий на прямоугольный
2
параллелепипед, куб, шар
Решение задач функциональной
2
математической грамотности
Решение задач разных типов
4
Решение вариантов ВПР
4
ИТОГО
34
Тема урока
Количес
тво
часов,
отводим
Электронный
ресурс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
ых на
освоение
темы
Арифметические действия с обыкновенными
Библиотека
2
и десятичными дробями. Решение задач
ЦОК https://m.e
функциональной
математической
dsoo.ru/7f41473
грамотности.
6
Нахождение части числа и числа по его части.
2
Решение
задач
функциональной
Банк заданий
математической грамотности.
Института
Оценивание размеров реальных объектов
стратегии
2
окружающего мира.
развития
образования: ht
Извлечение информации представленной в
2
tp://skiv.instrao.
таблицах, на диаграммах
ru/bankМодуль
числа.
Решение
задач
2
zadaniy/matema
функциональной
математической
ticheskayaграмотности.
gramotnost/
Сравнение обыкновенных дробей,
2
десятичных и смешанных чисел.
Нахождение значения арифметического
2
выражения с обыкновенными дробями и
смешанные числами.
Арифметические действия с
2
положительными и отрицательными
числами
Несложные логические задачи. Решение
2
задач функциональной математической
грамотности.
Задачи на проценты, задачи практического
2
содержания
Геометрические представления при решении
2
практических задач.
Геометрические построения
2
Задачи на логическое мышление, умения
2
проведить математические рассуждения
Решение задач функциональной
4
математической грамотности
Решение вариантов ВПР
4
ИТОГО
34