Образовательная программа дополнительного образавания МБОУ СОШ № 30

1

Содержание
1.Пояснительная записка …………………………………………………………………… 3-8
1.1.Концептуальная модель дополнительного образования в МБОУ СОШ №30
1.2.Миссия, цели и задачи дополнительного образования МБОУ СОШ №30
1.3.Социальный заказ
1.4.Режим работы объединений дополнительного образования
1.5.Кадровое обеспечение выполнения образовательной программы
дополнительного образования
1.6.Характеристика состава объединений дополнительного образования
1.7.Планируемые результаты освоения образовательной программы
дополнительного образования
2.Аналитическое обоснование программы………………………………………………… 8-10
3.Содержание образовательной деятельности…………………………………………… 10- 15
3.1.Примерный годовой учебный график
3.2.Примерный учебный план
3.3.Учебный план на 2023 – 2024 учебный год
4.Управление реализацией образовательной программы дополнительного
образования………………………………………………………………………………….... 15 - 19
4.1.Организационно – педагогическая деятельность
4.2.Информационно – образовательные ресурсы
4.3.Материально – техническое обеспечение
5. Результаты реализации образовательной программы дополнительного
образования …………………………………………………………………………………….20 - 21
Приложение……………………………………………………………………………………..22 - 29

2

1. Пояснительная записка
1.1. Концептуальная модель дополнительного образования в МБОУ СОШ №30
Дополнительное образование в Муниципальном бюджетном общеобразовательном
учреждении «Средняя общеобразовательная школа №30» осуществляется в соответствии с
Федеральным законом от 29.12.2012 года №273 –ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства и науки
Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29.08.2013 г. №1008 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам), СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологическими
требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей» (Постановление Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении
СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию
и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей»).
Дополнительное образование, согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской
Федерации» направлено на «…всестороннее удовлетворение образовательных потребностей
человека
в
интеллектуальном,
духовно
–
нравственном,
физическом
<…>
1
совершенствовании…» .
Дополнительное образование создается с целью формирования единого пространства школы
для повышения качества образования и реализации процесса становления личности в
разнообразных развивающих средах.
Дополнительное
образование
в
МБОУ
СОШ
№30
является
обязательным,
взаимодополняющим компонентом базового образования.
Дополнительное образование реализуется на принципах природосообразности, гуманизма,
демократии, творческого развития личности.
Дополнительное образование в МБОУ СОШ №30 регламентируется информационнометодической, учебной, научно-педагогической деятельностью.
1. Информационно-методическая деятельность:
-обеспечение дополнительного образования педагогами соответствующего профиля;
-создание условий для разработки и внедрения различных программ по профилю
(разноуровневых, интегрированных, авторских и пр.), анализ качества этих программ;
-координация взаимодействия с Дворцом молодежи г.Екатеринбурга, районным Центром
тврческого развития, Домом культуры села Клевакинское в сфере единого информационного
обеспечения и участия в конкурсных и спортивно - массовых мероприятиях.
2. Учебная деятельность:
-осуществление дополнительного образования через функционирование объединений
в
соответствии с программами, рассмотренными на методическом совете и утвержденными
директором школы;
-совершенствование содержания, форм, методов работы по развитию способностей и
лидерских качеств обучающихся.
3. Научно-педагогическая деятельность:
-организация педагогических исследований в области развития способностей в рамках
объединения дополнительного образования;
-организация деятельность по разработке и внедрению новых форм спортивно - массовых
мероприятий, конкурсов, соревнований, конференций, фестивалей;
_________________________________________________________________________________
Федеральный закон от 29.12.2012 года №273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(гл.1, ст.2, п.14)
3

-экспозиционная деятельность (проведение тематических, авторских выставок, конкурсов
лучших работ обучающихся и педагогов школы).
Деятельность объединений дополнительного образования в МБОУ СОШ № 30 отличается
личностно-деятельным характером учебной деятельности, при которой обучающийся может
выбрать любое объединение и в течение года переходить из одного объединения в другое.
В рамках дополнительных общеобразовательных программ постепенно идет переход от
информационно-объяснительной образовательной технологии к технологиям личностноориентированного обучения. Развитие у обучающихся установок на достижение успеха
предусматривает приобретение ими опыта совместной деятельности по достижению
различного рода образовательных целей.
Характерными чертами методов и приемов, используемых педагогами в рамках занятий в
объединениях, являются:
-вариативность, позволяющая учесть потребности, интересы, склонности, способности и
возможности обучающихся;
-направленность на развитие творческих способностей и освоение приемов исследовательской
деятельности;
-личностно-ориентированная составляющая, которая
способствует изменению системы
взаимоотношений педагог - ребенок.
Организация занятий и структура каждого объединения регламентируются образовательной
программой. Используются групповые, индивидуальные и индивидуально-групповые формы
занятий. Усилия педагогов направлены на создание развивающей, свободной, комфортной,
доброжелательной, многообразной, располагающей к общению среды.
1.2.Миссия, цели и задачи дополнительного образования в МБОУ СОШ №30
Миссия: создание необходимых условий для развития личностного потенциала и
лидерских качеств обучающихся посредством оказания дополнительных образовательных
услуг профессиональной педагогической командой.
Основная цель: развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация
дополнительных образовательных услуг в интересах личности, общества, государства.
В соответствии с целью основными задачами реализации образовательной программы
дополнительного образования в МБОУ СОШ №30 являются:
-создание условий (кадровых и методических) для расширения спектра дополнительных
образовательных услуг для обучающихся организации, осуществляющей образовательную
деятельность;
-развитие структурно-функциональной модели взаимодействия с родителями;
-совершенствование
системы
повышения профессиональной квалификации
педагогических кадров;
-осуществление деятельности через установление контактов со средствами массовой
информации, общественными организациями;
-создание условий для введения новых и развития уже существующих видов деятельности в
рамках объединений дополнительного образования;
-активизация проектной деятельности в рамках занятий в объединениях дополнительного
образования;
-обновление фонда программного обеспечения образовательной деятельности в рамках
дополнительного образования, обновление фонда учебной и методической литературы.
Реализация миссии, цели и задач образовательной программы дополнительного образования
в МБОУ СОШ №30осуществляется через методически обусловленные подходы к организации
образовательной деятельности:
-индивидуально-ориентированный подход к развитию личности, удовлетворяющий
ее
духовно-нравственные, интеллектуальные, физические потребности;
4

-деятельностный подход, определяющий развитие способностей личности к самостоятельному
решению проблем и постоянному самообразованию через стимулирование творческой
активности;
-ценностно-целевой подход, предусматривающий самоопределение и адаптацию личности в
системе социально-культурных ценностей.
1.3. Социальный заказ
Социальный заказ, реализуемый организацией, осуществляющей
образовательную
деятельность через систему дополнительного образования, складывается из нескольких
составляющих:




федеральный компонент;
региональный компонент;
муниципальный компонент.
Социальный заказ федерального уровня отражен в Федеральном законе «Об образовании в
Российской Федерации»,
где сказано, что дополнительное образование обеспечивает
«..адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и
поддержку детей, проявивших выдающиеся способности»2.
Региональный компонент социального заказа регулируется на областном уровне и
предполагает участие в областных проектах, соревнованиях, выставках и конкурсах.
Муниципальный компонент предполагает проекцию государственных требований к
дополнительному образованию на уровне организации, осуществляющей образовательную
деятельность, города и района. Муниципальный компонент реализуется через участие в
городских и районных мероприятиях, конкурсах, спортивных состязаниях, позволяющих
реализовать личностный потенциал участников объединений дополнительного образования.
1.4. Режим работы объединений дополнительного образования
Функционирование системы дополнительного образования в МБОУ СОШ № 30 организовано
в течение всей учебной недели.
Дополнительное образование в МБОУ СОШ № 30 осуществляется в соответствии с годовым
календарным графиком, а также
расписанием занятий объединений дополнительного
образования, утвержденным директором МБОУ СОШ № 30
Занятия в объединениях дополнительного образования проводятся в течение всего учебного
года. В каникулярное время занятия проводятся по мере востребованности педагогом и членами
объединения дополнительного образования в рамках подготовки к конкурсам, выставкам,
спортивным соревнованиям.
Согласно годовому календарному графику продолжительность учебного года для
объединений дополнительного образования составляет 34 недели. При условии работы
объединения дополнительного образования в каникулярное время продолжительность учебного
года может составлять 36 недель.
Режим работы образовательной организации, осуществляющей образовательную
деятельность: пятидневная учебная неделя, ежедневно с 9 00 часов до 19 30 часов.
Объединения дополнительного образования начинают работу после окончания основных
учебных занятий с 15 30 часов.
По мере необходимости занятия в объединениях дополнительного образования могут
проходить и в субботу.
_________________________________________________________________________________
Федеральный закон от 29.12.2012 года №273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
5

(гл.10, ст.75, п.1)
Объединения дополнительного образования, включенные в систему внеурочной
деятельности в рамках ФГОС НОО и ФГОС ООО, отражены в нелинейном расписании учебных
занятий и начинают работу согласно утвержденному директором расписанию учебных
занятий, как правило, с 13 00 часов.
1.5. Кадровое обеспечение выполнения образовательной программы дополнительного
образования
Кадровая политика в сфере дополнительного образования МБОУ СОШ № 30 заключается в
создании системы кадровой подготовки специалистов дополнительного образования
различных направлений деятельности, в координации деятельности по определению
образовательных потребностей педагогов, в разработке новых программ и в апробации
различных форм обучения.
Сводная таблица данных о педагогических работниках, осуществляющих деятельность
объединений дополнительного образования в МБОУ СОШ № 30
(2016-2017 учебный год)
Численность

Всего

Общая численность педагогических работников,
осуществляющих деятельность объединений
дополнительного образования
Квалификация
Имеют квалификационные категории:
высшую
первую
вторую
не имеют категорию
соответствие занимаемой должности

5

Всего

% от числа педагогов,
осуществляющих
деятельность ДО

0
5
0
0
0
Всего

0%
100

Образование
Высшее
из них: высшее педагогическое
из них: высшее непедагогическое
Среднее профессиональное
из них: педагогическое
из них: непедагогическое

4
4
0
1
1
0
Всего

Педагогический стаж
До 2 лет
6

% от общего числа
педагогических
работников
МБОУ СОШ №30

% от числа педагогов,
осуществляющих
деятельность ДО
80
80
20
20
% от общего числа
педагогических
работников
МБОУ СОШ № 30

От 2 до 5 лет
От 5 до 10 лет
От 10 до 20 лет
Более 20 лет

3
2

60
40

Кадровая подготовка специалистов дополнительного образования в рамках организации
осуществляется через разнообразные методические формы (Таблица №1):
- тематические педагогические советы;
-теоретические и практические семинары;
-деловые игры;
-персональные выставки;
-смотры – конкурсы;
-творческие отчеты.
Информационно - методическая деятельность направлена на повышение профессионализма,
творческого потенциала, педагогической культуры, а также на оказание методической помощи.
Таблица №1
Схема информационно – методической деятельности
в рамках дополнительного образования в МБОУ СОШ №30
Педагогические советы

Дополнительная профессиональная подготовка

Совещания
Прохождение процедуры аттестации
Обучение в ВУЗах

Внешняя среда

Внутренняя среда

Консультации (групповые, индивидуальные)

Семинары, конференции, мастер-классы
Курсы повышения квалификации

Обеспеченность
дополнительного образования квалифицированными педагогическими
кадрами 100%, что позволяет в полном объеме реализовывать образовательную программу
дополнительного образования МБОУ СОШ № 30.
Общее руководство информационно – методической деятельностью в рамках
дополнительного образования осуществляется заместителем директора по ВР.
1.6. Характеристика состава объединений дополнительного образования
Анализ статистических данных контингента участников объединений дополнительного
образования позволяет утверждать, что объединения дополнительного образования стабильно
7

посещает 92% обучающихся от общего числа обучающихся организации, осуществляющей
образовательную деятельность.
Услугами дополнительного образования в МБОУ СОШ № 30 пользуются обучающиеся в
возрасте от 6,5 до 17 лет.
Каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях дополнительного
образования.
В рамках объединений дополнительного образования функционирует до 3-х групп
(количество групп варьируется, так как каждый обучающийся может в течение года переходить
из одного объединения в другое).
Наполняемость групп зависит от года обучения и устанавливается в следующем, примерном,
количестве (численность обучающихся может варьироваться в зависимости от
востребованности объединения):
-1 и 2 год обучения: 10-15 человек;
-3 год обучения: 8 – 10 человек;
-4 год обучения: не менее 6 человек.
В группе могут обучаться дети разного возраста.
Занятия в объединениях дополнительного образования могут проводиться по группам,
индивидуально или всем составом.
В работе объединений дополнительного образования при наличии условий и с согласия
руководителя могут участвовать совместно с несовершеннолетними обучающимися и их
родители (законные представители) без включения в основной состав.
1.7.Планируемые результаты освоения образовательной программы дополнительного
образования
Ожидаемым результатом освоения образовательной программы дополнительного
образования является высокий уровень интеллектуального, художественно – эстетического,
нравственного развития обучающихся, сформированность культуры здорового и безопасного
образа жизни, овладение практическими знаниями и способами продуктивной деятельности,
профессиональная ориентация обучающихся.
Реализация образовательной программы дополнительного образования предполагает
обеспечение духовно – нравственного, гражданско – патриотического, трудового воспитания,
социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе.
Освоение образовательной программы дополнительного образования
гарантирует
обучающимся знание правил
техники безопасности, информационную компетентность,
необходимую в познавательной деятельности и в быту, ориентирование в нравственноэтических, социально-экономических, политических и экологических проблемах.
Одной из важных составляющих освоения образовательной программы дополнительного
образования является общекультурная компетентность. Общекультурная компетентность –
уровень образованности, достаточный для самообразования, определение своих позиций,
умения принимать правильные решения в сложной жизненной ситуации.
2.Аналитическое обоснование программы
Дополнительное образование в МБОУ СОШ № 30 является одной из составляющих
образовательной деятельности, которая направлена на формирование информационного
пространства организации, осуществляющей образовательную деятельность, осуществление
обеспечения системы противодействия негативным явлениям в детской и подростковой
среде, участием родителей в процессе воспитания (доступностью для родителей информации
об эффективности процесса воспитания ребенка, его индивидуальных особенностях духовно8

нравственного становления).
Данные аспекты отражены и реализуются посредством образовательной программы
дополнительного образования.
Анализируя дополнительные общеобразовательные программы, которые планируется
реализовать в рамках дополнительного образования в МБОУ СОШ № 30, можно сделать
вывод, что большинство объединений дополнительного образования в образовательной
деятельности предполагают два уровня реализации программ:
- на первом уровне определяются образовательные цели и параметры, такие как:
результат образовательной деятельности, итоговый «продукт» обучающегося, уровни усвоения
опыта, мотивация, и в соответствии с ними педагог выявляет содержание, модель, формы и
методы работы;
- на втором уровне педагог определяет содержание деятельности своего объединения
как получение суммы знаний по ряду разделов данного вида деятельности, как формирование
суммы определенных умений и навыков.
Цель образовательной деятельности на данных уровнях – дать знания, умения, навыки,
организовать досуг, развлечь. В результате педагог получит репродуктивный продукт (модель
по образцу).
Однако современное образование нацелено на тенденцию развития у детей познавательных,
эвристических способностей, меняется
цель образовательной деятельности– научить
получать знания самостоятельно, развивать способности каждого ребенка. Это говорит о том,
что наметился переход на третий уровень – исследовательский, на котором вырабатывается
субъективно новый продукт.
Данная тенденция связана с повышением общего уровня компетентности педагогического
коллектива, которое происходит в результате методической работы, построения системы
мотивации педагогов, разработки педагогами программ по второму и последующим годам
обучения.
Результатом частичного перехода на третий исследовательский уровень станет увеличение
числа
обучающихся, участвующих в соревнованиях, конкурсах, выставках районного,
областного уровней, рост призовых мест на всех уровнях, увеличение числа обучающихся,
осваивающих программы второго и последующих лет обучения.
Для
повышения мотивации обучающихся к освоению программ дополнительного
образования продумана работа с подростками, где мероприятия необходимо планировать с
учетом возрастных особенностей детей (желание общаться, чувствовать себя равным среди
взрослых и сверстников, стремление к самостоятельности и т.д.).
Актуальность реализации образовательной программы дополнительного образования
подтверждает и работа с проектами, где ребенок может быть в роли генератора идей,
участником реализации, способен увидеть конечный продукт своей деятельности, кроме того,
сам принцип командной работы предполагает субъект-субъектные отношения между педагогом
и обучающимся.
Анализируя будущую систему дополнительного образования в МБОУ СОШ № 30, можно
гарантировать
использование
воспитательного
потенциала
дополнительных
общеобразовательных программ и включение обучающихся в разнообразную, соответствующую
их возрастным и индивидуальным особенностям деятельность, направленную на формирование
у обучающихся:
- гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека;
- представлений о нравственности и опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми в
соответствии с общепринятыми нравственными нормами, приобщение к системе
культурных ценностей;
- трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремления к
профессионализму, конкурентоспособности;
- экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям,
собственному здоровью;
9

- эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное,
потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных
для ребенка видах творческой деятельности;
- организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств,
организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и
сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков,
навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности,
навыков
здорового образа жизни.
Реализация дополнительных общеобразовательных программ
гарантирует также
организацию жизнедеятельности детского и педагогического коллективов в соответствии с
общепринятыми нравственными нормами, правилами этикета; формирование у детей знаний о
своих правах и механизмах их реализации в современном социуме; атмосферы терпимости,
доброжелательности, уважения к человеческой личности, взаимопомощи, сотворчества в
коллективной деятельности и содействия коллектива личностному успеху каждого
обучающегося.
3.Содержание образовательной деятельности
3.1.Примерный годовой учебный график
Организация образовательной деятельности в рамках объединений дополнительного
образования
регламентируется учебным планом, годовым календарным графиком,
расписанием занятий.
Продолжительность учебного года.
Продолжительность учебного года – 34 недели (при условии занятий в каникулярное время
продолжительность учебного года может составлять 36 недель).
Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая.
Продолжительность каникул.
-осенние каникулы - 7- 9 дней;
-зимние каникулы - 14 - 16 дней;
-весенние каникулы - 9 дней.
В каникулярные дни общий режим работы ОУ, осуществляющей образовательную
деятельность регламентируется приказом директора, в котором устанавливается особый график
работы.
Регламентирование образовательной деятельности на неделю
Продолжительность учебной
недели:
5-ти дневная (с использованием суббот по мере
необходимости – 6-ти дневная).
Регламентирование образовательной деятельности на день
Занятия в объединениях дополнительного образования организуются в одну смену.
Занятия в объединениях дополнительного образования организуются после основных учебных
занятий, не ранее чем через 40 минут после окончания учебных занятий, или в рамках
нелинейного расписания ФГОС НОО и ФГОС ООО.
Продолжительность занятий
40 - 45 минут (академический час).
3.2.Примерный учебный план
Пояснительная записка
Учебный план дополнительного образования составлен на основании и в соответствии с
Федеральным законом от 29.12.2012 года №273 –ФЗ «Об образовании в Российской
10

Федерации», Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства и науки
Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29.08.2013 г. №1008 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам), СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологическими
требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей» (Постановление Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении
СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию
и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей»).
Дополнительное образование в МБОУ СОШ№ 30 логично включено в образовательную
деятельность и совместно с основным образованием составляет целостную образовательную
систему, строящуюся, прежде всего с учётом интересов обучающихся и запросов семьи, а
также возможностей ОУ, осуществляющей образовательную деятельность .
Спектром предоставляемых образовательных услуг в рамках дополнительного образования
создаётся
вариативный уровень образования, позволяющий
индивидуализировать
образовательный путь обучающихся различных возрастных групп, реализуя их творческий
потенциал, социальные запросы и устремления, естественную потребность в самоопределении.
Каждая направленность дополнительного образования в зависимости от местных условий,
материально-технической оснащённости, научно-методической и кадровой обеспеченности
представлена набором соответствующих дополнительных общеобразовательных программ.
Реализуемые
дополнительные общеобразовательные программы
рассмотрены
на
методическом совете, согласованы с заместителем директора по ВР, утверждены приказом
директора образовательного учреждения. Набор дополнительных общеобразовательных
программ позволяет обеспечить полноту образовательного процесса обучающихся различных
возрастных групп, создавая содержательную и технологическую преемственность этапов
обучения.
Данный учебный план составлен с учётом условий функционирования и реальных
возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность. Планом
определены:
- перечень дополнительных общеобразовательных программ по направлениям;
- годовая и недельная учебная нагрузка по каждой группе детей;
- недельная часовая нагрузка педагога дополнительного образования.
Цель учебного плана отражает современную направленность дополнительного образования –
развитие творческих способностей
обучающихся посредством формирования их
познавательных интересов, самостоятельности мышления, удовлетворения потребности в труде
и подготовки к свободному осознанному выбору будущей профессиональной деятельности.
Для реализации этой цели важно решить следующие задачи:
- создать условия для развития личности каждого ребёнка, раскрытия его способностей к
творчеству;
- создать индивидуально-ориентированный подход к развитию личности, удовлетворяющий её
духовно-нравственные, интеллектуальные, физические потребности;
- помочь развить способность личности к самостоятельному решению проблем и постоянному
самообразованию через стимулирование творческой активности;
- обеспечить взаимное сотрудничество педагога дополнительного образования и обучающихся,
а также их родителей (законных представителей);
- создать творческую атмосферу и установить контакт с каждым обучающимся.
Набор обучающихся в объединения дополнительного образования проводится с учётом их
склонности к технике, спортивно - техническому моделированию, конструированию,
художественно - эстетическому и прикладному творчеству. При комплектовании групп с
11

обучающимися проводится собеседование, чтобы помочь в выборе вида деятельности в рамках
освоения дополнительного образования.
В учебном плане представлено три направленности дополнительных общеобразовательных
программ.
Направленности дополнительных общеобразовательных программ.
1. Художественно-эстетическая направленность.
Цель направленности: развитие потребности обучающихся в получении знаний в области
искусства, эстетического воспитания, народного прикладного творчества.
Задачи направления: формировать творческую личность с активной творческой позицией,
способную к самообразованию, изучать декоративно-прикладное творчество родного края,
расширять кругозор в области моды и искусства.
2.Физкультурно – спортивная направленность.
Цель направленности: формирование навыков здорового образа жизни и спортивного
мастерства.
Задачи направленности: воспитывать морально-волевые качества, формировать систему
ценностей с приоритетом жизни и здоровья, совершенствовать спортивное мастерство.
3. Социальное-педагогическая направленность
Цель направленности:
изучение психологических особенностей личности, познание
мотивов своего поведения, изучение методик самоконтроля, формирование личности как члена
коллектива, а в будущем как члена общества, изучение межличностных взаимоотношений,
адаптацию в коллективе.
Задачи направленности: Социальное самоопределение детей и развитие детской социальной
инициативы является на современном этапе одной из главных задач социальнопедагогического направления, которая актуальна, прежде всего, потому, что сейчас на передний
план выходит проблема воспитания личности, способной действовать универсально,
владеющей культурой социального самоопределения. А для этого важно сформировать опыт
проживания в социальной системе, очертить профессиональные перспективы.
Сроки реализации программ дополнительного образования от 1 до 3 и более лет обучения.
Режим занятий обусловлен спецификой дополнительного образования в рамках
образовательного учреждения,
занятия в объединениях дополнительного образования
организуются после основных учебных занятий, не ранее чем через 40 минут после окончания
учебных занятий, или в рамках нелинейного расписания ФГОС НОО и ФГОС ООО.
Распределение часов в объединениях дополнительного образования составляет 2 часа в
неделю (два раза по 1 часу), 3 часа в неделю (два раза по 1,5 часа), 4 часа в неделю (два раза по
2 часа)
В процессе реализации программ дополнительного образования предполагается достижение
определенных общих результатов обучения (по каждому объединению такие ожидаемые
результаты прописываются педагогом индивидуально в дополнительной общеобразовательной
программе).
Для отслеживания результатов деятельности обучающихся в объединениях дополнительного
образования проводятся мониторинги, анкетирование, тестирование, собеседование. Одним из
основных показателей работы является участие объединения дополнительного образования в
мероприятиях, конкурсах, соревнованиях, конференциях, выставках, фестивалях.
Список используемой литературы, методических пособий, познавательной литературы для
обучающихся, материалы и инструменты, используемые в ходе осуществления
образовательной деятельности, прописываются педагогом в каждой дополнительной
общеобразовательной программе.
Примерный учебный план
Направленность

Название объединения
дополнительного
образования
12

Недельная учебная нагрузка
I год

II год

III и IV

обучения

Художественноэстетическое

Физкультурно –
спортивная

Социальнопедагогическая

обучения

год
обучения

Изостудия «Краски»

4

«Мир
искусства»

2

2

2

«Танцевальный
калейдоскоп»

4

4

4

«Смастеримка»

4

вокального

Туристический
«Спас»

клуб

2

2

2

Секция «Волейбол» 7-11
класс

4

4

4

Секция «Волейбол» 5-6
класс
«Дорожная азбука» 3-4
класс
«Юные
Инспектора
Дорожного Движения» 59 класс
Юные Друзья Пожарных
3-4 класс
Дружина
Юных
Пожарных 5-9 класс
«Гражданское население
в противодействии
распространения идеологии
терроризма»
8-11 класс
Итого:

2

2

2

14

24

1
1

1
1
1

27

3.3.Учебный план на 2023/2024 учебный год
Учебный план дополнительного образования составлен на основании и в соответствии с
Федеральным законом от 29.12.2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства и науки
Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29.08.2013 г. №1008 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам), СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологическими
требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей» (Постановление Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении
СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию
и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей»
13

Учебный план дополнительного образования МБОУ СОШ №30 на 2016 – 2017 учебный год
разработан на основе учета интересов обучающихся, запросов родителей (законных
представителей) и с учетом профессионального потенциала педагогического коллектива.
Учебный план отражает также цели и задачи образования и воспитания в МБОУ СОШ № 30,
направленные на развитие индивидуальных возможностей и способностей обучающихся.
Представленный вариант учебного плана ориентирован на решение следующих задач:
 обеспечить реализацию права ребенка на дополнительное образование, реализуя
с этой целью дополнительные общеобразовательные программы в интересах
личности ребенка, общества, государства;
 создать условия для творческого
развития
обучающихся, для развития
мотивации личности к познанию и творчеству;

формировать общую культуру личности обучающихся, адаптировать их к жизни
в обществе;
 организовывать содержательный досуг;
 обеспечить необходимые условия для укрепления здоровья, профессионального
самоопределения и творческого труда детей.
Главная цель образования в целом - формирование и развитие нравственной,
самостоятельной, творческой и физически здоровой личности, свободно адаптирующейся в
современном обществе и преумножающей культурное наследие страны. Одним из условий
достижения данной цели является интеграция основного и дополнительного образования.
Дополнительные общеобразовательные программы и услуги реализуются в интересах
личности, общества и государства. Дополнительное образование - это сфера деятельности,
которая даёт возможность детям развивать творческие способности, воспитывать в себе такие
качества, как активность, свобода взглядов и суждений, ответственность, увлечённость и
многое другое.
Целью дополнительного образования являются выявление и развитие способностей каждого
обучающегося, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески
мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, ориентированной на высокие
нравственные ценности, способной впоследствии на участие в развитии общества. Эта цель
реализуется на основе введения в 2016 -2017 учебном году в деятельность дополнительного
образования дополнительных общеобразовательных программ, имеющих художественноэстетическую, физкультурно – спортивную направленность, и внедрения современных
методов и приемов обучения.
Дополнительное образование, реализуемое в стенах организации, осуществляющей
образовательную деятельность, благотворно воздействует на образовательную деятельность.
Анализируя,
дополнительное
образование
выявлено,
что
дополнительные
общеобразовательные программы:
 углубляют и расширяют знания обучающихся по основным и факультативным
предметам;
 делают школьное обучение личностно-значимым для многих обучающихся;
 стимулируют учебно-исследовательскую активность школьников;
 повышают мотивацию к обучению по ряду общеобразовательных курсов.
Занятость обучающихся во внеурочное время содействует укреплению самодисциплины,
развитию самоорганизованности и самоконтроля школьников, появлению навыков
содержательного проведения досуга, позволяет формировать практические навыки здорового
образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды. Массовое
участие обучающихся в досуговых программах способствует сплочению школьного
коллектива, укреплению традиций школы, утверждению благоприятного социальнопсихологического климата в ней.
Таким образом, дополнительное образование в школе способно решить целый комплекс
задач, направленных на гуманизацию всей жизни школы:
 выровнять стартовые возможности развития личности ребенка;
14

 способствовать выбору его индивидуального образовательного пути;
 обеспечить каждому ученику "ситуацию успеха";
 содействовать самореализации личности ребенка и педагога.

На занятиях творческих объединений художественной направленности происходит развитие
коммуникативных качеств,
формирование художественно-творческих способностей,
творческого мышления (ассоциативно-образного, художественного), приобщение к духовному
богатству, воспитание эмоционально-творческого отношения к действительности.
Одной из важнейших задач
объединений физкультурно-спортивной направленности
является развитие у детей их природных задатков, возможностей, способностей.
Целесообразность работы этого направления продиктована снижением двигательной
активности школьников, которая сказывается на состоянии здоровья, физическом развитии и
физической подготовленности детей. Данные программы призваны сформировать у
обучающихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью,
целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств
физической культуры в организации здорового образа жизни. .
Недельная нагрузка на одну группу определяется администрацией по согласованию с
педагогом в зависимости от профиля объединения, возраста обучающихся, продолжительности
освоения данной программы, как правило, от 2 до 6 часов в неделю.
Расписание составляется с опорой на санитарно-гигиенические нормы с учетом
загруженности кабинетов, пожеланий родителей и обучающихся по принципу 5-дневной
рабочей недели (с возможностью вынесения занятий на субботу).
Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 40-45 минут.
По окончанию учебного года, с целью представления результатов работы объединений
дополнительного образования проводятся открытые занятия, отчетные концерты, конкурсы,
соревнования, праздники. Формы и сроки их проведения определяет педагог по согласованию с
администрацией.
Учебный план на 2023 – 2024 учебный год

Художественноэстетическая

Физкультурно
спортивная

–

Количество
групп

Количество
недельных
часов

Название объединения
Количество
годовых
часов

Направленность

Изостудия «Краски»

136

2

1

«Мир
искусства»

68

2

1

«Танцевальный
калейдоскоп»

136

4

1

«Смастеримка»

136

4

1

клуб

68

2

1

Секция «Волейбол» 5-6
класс

136

4

1

Туристический
«Спас»

вокального

15

Секция «Волейбол»
11класс
Социальнопедагогическая

7-

«Дорожная азбука» 3-4
класс
«Юные
Инспектора
Дорожного Движения» 59 класс
Юные Друзья Пожарных
3-4 класс
Дружина
Юных
Пожарных 5-9 класс
«Гражданское население
в противодействии
распространения идеологии
терроризма»
8-11 класс

136

4

1

34

1

1

34

1

1

34

1

1

34

1

1

34

1

1

4.Управление
реализацией образовательной программы дополнительного образования
4.1.Организационно-педагогическая деятельность.
Организационно-педагогическая
деятельность
обеспечивает
решение,
в
рамках
дополнительного образования, следующих задач:
- перспективное и ситуативное планирование образовательной деятельности.
- обеспечение качественной образовательной деятельности;
- повышение профессионального мастерства педагога;
- развитие творческого потенциала педагога;
-формирование нового педагогического мышления через самоанализ, рефлексивную и
проектную практику.
Работа с кадрами осуществляется администрацией организации, осуществляющей
образовательную деятельность согласно четкому распределению должностных обязанностей, в
соответствии с квалификационными характеристиками работников дополнительного
образования. Совместно с педагогами формируется учебный план, в соответствии с которым
распределяется учебная нагрузка.
Одним из аспектов организационно – педагогической деятельности является взаимодействие
с семьей и обществом. В рамках реализации образовательной программы дополнительного
образования в МБОУ СОШ №30 используются следующие формы взаимодействия с семьей и
общественностью.
Формы взаимодействия с семьёй:
- создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной
деятельности;
- проведение педагогами индивидуальных и групповых консультаций для родителей (законных
представителей);
- привлечение родителей (законных представителей) к участию в праздничных мероприятиях,
соревнованиях.
Формы взаимодействия с общественностью:
- организация совместных выставок, конкурсов, проведение соревнований с
ДК
с.Клевакинское;
- участие в конкурсах и выставках, организуемых ЦТР;
16

- освещение результатов работы объединений дополнительного образования в прессе:
«Режевская весть».
Современный уровень подхода к уровню образования предусматривает определение его
эффективности, поэтому основной акцент организационно-педагогической деятельности
сделан на мониторинг достижений обучающихся.
Целью мониторинга является получение объективной информации о состоянии качества
образования, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень.
Мониторинг представляет собой сбор, обобщение, анализ информации о состоянии системы
дополнительного образования в МБОУ СОШ №30 на основании определенных показателей ее
функционирования для определения тенденций развития системы образования, принятия
обоснованных управленческих решений по достижению качественного дополнительного
образования.
Основные критерии мониторинга обучающихся:
 Индивидуальные достижения обучающихся (в рамках объединения);
 Результаты участия в мероприятиях разного уровня;
 Стабильность
образовательных
интересов
обучающегося
(частота
смены
объединений/сохранность контингента);
 Широта образовательных интересов обучающегося (востребованность объединений
дополнительного образования);
Педагогами отслеживаются 3 группы достижений обучающихся.
1.Учебные достижения:
 Диагностическая карта освоения образовательной программы
 Анкетирование, тестирование для определения уровня знаний, умений, навыков в
соответствии с образовательной программой (разрабатываются педагогами в
соответствии с образовательной программой).
2. Личностные достижения:
 Диагностическая карта развития личностных качеств обучающихся;
 Уровень практической реализации творческих достижений детей. Заполнение
данных о результатах участия в различных конкурсах, выставках, мероприятиях.
3.Социально-педагогические достижения:
 Динамика уровня воспитанности обучающихся (диагностическая карта).
Для
получения объективной картины реализации образовательной программы
дополнительного образования в МБОУ СОШ №30 осуществляется также мониторинг
педагогической деятельности. Цель мониторинга: фиксирование результатов педагогической
деятельности.
Составляющие педагогического мониторинга.
 Повышение квалификации.
 Наиболее значимые награды, грамоты, благодарственные письма.
 Дипломы различных конкурсов.
 Тема самообразования, отчёты по теме самообразования.
 Доклады на семинарах, конференциях, педагогических советах, заседаниях творческих
групп.
 Перечень публикаций.
 Материалы с результатами отслеживания:
-учебных достижений учащихся;
-личностных достижений учащихся;
-социально-педагогических достижений обучающихся
 Сценарии праздников, викторин, конкурсов и т.д.;
 Список мероприятий, реализуемых ОУ ,осуществляющей образовательную
деятельность, форма участия в них.
17

Организационно-педагогическая деятельность направлена на оказание качественных
образовательных услуг в рамках дополнительного образования.
4.2. Информационно – образовательные ресурсы
Реализация образовательной программы дополнительного образования обеспечивается
информационно – образовательными ресурсами:
-библиотечный фонд:
*художественная;
*справочно-энциклопедическая;
* научно-методическая;
*учебная;
*периодические издания;
-интернет компании «Ростелеком»;
-методическая литература по профилю у каждого педагога (Приложение 1);
-альтернативные источники информации на CD-носителях.
Банк информационных ресурсов периодически пополняется.

4.3. Материально – техническое обеспечение
№
п/п

Наименование
образовательной
программы, в том
числе профессии,
уровень
образования (при
наличии)
(с указанием
наименований
предметов,
курсов, дисциплин
(модулей) в
соответствии с
учебным планом по
каждой заявленной
образовательной
программе)

1.
2.

Изостудия «Краски»
Мир вокального
искусства

аименование
оборудованных
учебных
кабинетов,
лабораторий,
мастерских, объектов
для проведения
практических занятий,
объектов
физической культуры
и спорта, иных
объектов, которые
предполагается
использовать при
осуществлении
образовательной
деятельности
(с указанием
технических средств и
основного
оборудования)

Единицы
измерения

Количество

1. Муз. центр LGF-8900
АХ
2. Муз. Центр LG
3. DVD плеер LGDC-778
4. DVD проигрыватель

шт.
шт.
шт.
шт.

1
1
1
1

18

Pro P1102 White CE651A
(M000949)
5. Телевизор Panasonic
6. Телевизор Philips
7. Телевизор Elenberg
8. DVD – проигрыватель
SAMSUNG (D630K,
2012)
9. DVD KARAOKE
SYSTEM SAMSUNG
(DVD – K120)
10. DVD – проигрыватель
SAMSUNG
(DVD/VCD/CD/CDR/CD-RW/MP3)-DVD –
V7050K
11. Микшер
EUROSOUND (FORCE620P)
12. Микрофон HIGH
SENSITIVE MIC (AH5901198E)
13. Акустическая система
EUROSOUND - 100Вт
14. Фортепиано
3.

Танцевальный
калейдоскоп

1. Муз. центр LGF-8900
АХ
5. Телевизор Panasonic
7. Телевизор Elenberg
8. DVD – проигрыватель
SAMSUNG (D630K,
2012)
10. DVD – проигрыватель
SAMSUNG
(DVD/VCD/CD/CDR/CD-RW/MP3)-DVD –
V7050K
11. Микшер
EUROSOUND (FORCE620P)
13. Акустическая система
EUROSOUND - 100Вт

19

шт.
шт.
шт.
шт.

1
1
1
1

шт.

1

шт.

1

шт.

1

шт.

2

шт.

2

шт.

2

шт.
шт.
шт.
шт.

1
1
1
1

шт.

1

шт.

1

шт.

1

4.

5.

«Смастеримка»

Секция «Волейбол»

Электрическая швейная
машина
Ручная швейная машина
Утюг
Оверлок
Ножницы
Нитки
швейные№10,30,40
Иголки швейные ручные
Линейки
Гуашь(9цв)
Клей ПВА (О,5л)
Доска разделочная
Скалка
Краски акриловые
Клеевой пистолет
Стержень клеевой
Бисер, бусины (пачка)
Суперклей

шт

2

шт
шт
шт
шт
шт

5
1
2
7
30

шт
шт
шт
шт
шт
шт
шт
шт
шт
шт
шт

10
3
1
1
7
7
1
3
50
10
10

Сетка волейбольная

1

Мячи волейбольные
(Mikasa MVA 300)

6

Мячи баскетбольные
(Torneo 5-7)
Мячи набивные

1 и 2 кг
10
10 кг

4

Гриф штанги
1
6.

Туристический клуб
«Спас»

Страховочная система

5

Каски

6

Карабины

16

Жумары

1

Спусковые устройства
Веревка самостраховки

(восьмерка)
(D=10 mm)
3метра

6
6

Спальные мешки

6

Коврик тур.

6

Котелок

1

20

5. Результаты реализации образовательной программы дополнительного образования
5.1. Общие положения
Планируемые результаты освоения программы определены как система ведущих целевых
установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную
основу образовательной программы.
5.2. Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты
Личностные результаты освоения программы:
1.сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, основанного на диалоге культур;
2. готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности
(образовательной, учебно-исследовательской, проектной, коммуникативной, иной);

3. готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
4. принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни: потребность в
физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, умение
оказывать первую помощь;
5. осознанный выбор будущей профессии на основе понимания еѐ ценностного содержания и
возможностей реализации собственных жизненных планов;
6. отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных,
общественных, государственных, общенациональных проблем;
7. сформированность основ экологического мышления, осознание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной среды; приобретение опыта природоохранной
деятельности;
Метапредметные результаты освоения программы:
1. умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять,
контролировать и корректировать свою образовательную деятельность; использовать различные
ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях;

2. умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты;
3. владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных методов познания;
4. готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности,
включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5. умение ориентироваться в социально-политических и экономических событиях, оценивать их
последствия;
6.умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с
учѐтом гражданских и нравственных ценностей;
7. владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения,
использовать адекватные языковые средства;
8.владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых
познавательных задач и средств их достижения.
21

Предметные результаты освоения программы:
1) освоение обучающимися ключевых теорий, идей, понятий, фактов и способов действий
совокупности учебных предметов программ
2) освоение обучающимися систематических знаний и способов действий, присущих каждому
учебному предмету

22

23

Обеспечение образовательной деятельности учебными и учебно-методическими изданиями
Приложение 1.
№
п/п

1.
1.

Наименование образовательной
программы

2.
Дополнительные
общеобразовательные
программы

Автор, название, год издания учебного, учебно-методического издания и (или)
наименование электронного образовательного, информационного ресурса (группы
электронных образовательных, информационных ресурсов)

3.

Вид
образовательного
и
информационного
ресурса
(печатный /
электронный)
4.

Предметы, курсы, дисциплины
(модули)
Направление художественноэстетическое
1.1

1. Алексахин, Н.Н. Художественные промыслы России. – М.: «Народное
образование» НИИ школьных технологий, 2005, 192 с.
2. Алгоритм выполнения задания (построение вазы, орнамента, композиции).
3. Алгоритм выполнения задания (построение зданий).
4. Алгоритм выполнения задания (построение фигуры человека).
5. Архитектура и монументальные виды искусства.
6. Игра «В музее декоративно – прикладного искусства» (игра для активизации
познавательной деятельности учащихся).
7. Игра «Реальность и фантазия» (игра для активизации познавательной
деятельности учащихся).
8. Изолото (дидактический материал по проверке знаний всего учебного курса).
9. Кожохина, С.К. Батик. – Яр.: «Академия развития», 2006, 144 с.
10. Касиерман, Женевьев Детское справочное бюро, «Живопись». – М.: АСТ
24

печатный

Изостудия «Краски»

«Астрель», 2002, 287 с.
11. «Народные промыслы родного края» урок – конференция (задания с
проблемными вопросами).
12. Научно – методический журнал «Изобразительное искусство в школе», № 1 № 6/2005; № 1 - № 6/2006.
13. Нетрадиционные виды изодеятельности, под ред. Рокиной Т.Л., Екатеринбург,
1996,50 с.
14. Никодеми, Г.Б. Техника живописи (инструменты, материалы, методы,
практические советы). – М.: «ЭКСМО», 2004, 302 с.
15. Серия «Учимся рисовать». – М.: «Мир книги», 2004, 64 с.
16. Серия «Школа рисовании» под. ред. Небукина Ю.А. – М.: «Мир книги», 2006,
96 с.
17. Энциклопедия мирового искусства «Шедевры русской живописи», изд.
«Белый город», 2006, 586 с.
18. Свиридова, О.В. Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по
программе Б. М. Неменского /авт.-сост. О.В.Свиридова. – Волгоград: Учитель,
2006. – 170 с.
19. Павлова, О.В. Изобразительное искусство. 6 класс: поурочные планы по
программе Б.М. Неменского/авт. – сост. О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель,
2006. – 286 с.
20. Памятки по созданию народной росписи.
21. Памятки построения фигуры человека.
22. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд», с краткими
методическими рекомендациями 1 – 9 классы под руководством Б. М.
Неменского, Москва «Просвещение», 2006, 144 с.
23. Репродукции:
 древние образы в народном искусстве;
 интерьер крестьянского дома;
 Дымково;
 Гжель;
 Хохлома;
 Жостово.
24. Репродукции:
 В. Ван Гог «Ирисы»;
25

 И.Грабарь «Хризантемы»;
 С.Герасимов «Сирень»;
 А.Пластов «Сенокос»;
 В.Серов «Девочка с персиками»;
 Рембрандт;
 И. Репин «Бурлаки на Волге»;
 Леонардо да Винчи «Джоконда»;
 Кукрыниксы;
 Рафаэль «Сикстинская Мадонна»;
 К. Брюллов «Последний день Помпеи»;
 И. Крамской «Неизвестная»;
 И. Левитан «Золотая осень»;
 К. Юон (сборник).
 А. Денейка «Спорт»;
 П. Пикассо «Девочка на шаре»;
 В.Серов (собрание);
 М. Врубель «Демон»;
 И.Крамской «Христос в пустыне»;
 Рафаэль «Сикстинская мадонна»;
 В.Перов «Тройка»;
 П.Федотов «Сватовство майора»;
 В.Суриков «Боярыня Морозова»;
 И. Билибин (собрание);
 В. Васнецов «Богатыри»;
 К. Брюллов «Последний день Помпеи».
25. Ривина Е.К. «Российская символика», М.: издательство «Аркти», 2004, 48 с.
26. Таблицы (формат А4) с наглядным материалом:
 построение фигуры человека;
 построение натюрморта.
27. Шаблоны (с заданиями по развитию воображения и творчества).
 вазы с чародейными узорами;
 модели избушки;
 русская прялка;
26

 русская народная одежда;
 простые геометрические тела (квадрат, прямоугольник и т.д.;
 форма головы.
28. ЭДМ – содержание учебной программы по УТП (презентации,
документальные фильмы, музыка для релаксации) для усиления мотивации
обучения.
29. Энциклопедия живописи для детей, М.: «Белый город», 2002, 48 с.
30. Энциклопедия рисования, под ред. Покидаевой Т., М.: «РОСМЭН», 2001, 129
с.
1. http://multiki.arjlover.net/info/6.ivanov.6.kapitanov.avi.html
мультфильм
"Шесть Иванов - шесть капитанов";
2. http://multiki.arjlover.net/info/pejzazh.avi.html - мультфильм "Пейзаж";
3. http://multiki.arjlover.net/info/pejzazh.s.mozhzhevelnikom.avi.html
мультфильм "Пейзаж с можжевельником";
4. http://freebooks.net.ua/2645-byl-skazka-o-karandashakh-i-kraskakh.html - книга
"Быль и сказка о карандашах и красках";
5. http://www.artsait.ru/ - обширнейший материал о русской живописи.
Информацию о русских художниках начиная с древности и до наших дней.
Приведены биографии художников и их наиболее значимые работы;
6. http://www.wm-painting.ru/ – портал о живописи, картинах, стилях в дизайне
интерьера и архитектуре, о странах мира их культурных современных и
исторических традициях и художниках, сумевших запечатлеть всё это в
своих произведениях;
7. http://www.artap.ru/galery.htm -женские портреты великих мастеров. Галерея
женских портретов;
8. http://www.art-paysage.ru/ - о жизни и творчестве крупнейших мастеров
пейзажа;
9. http://www.artlib.ru/ - библиотека изобразительных искусств;
10. http://www.museum-online.ru/ – виртуальный музей искусств, художники,
биографии художников, история живописи;
11. http://www.art-portrets.ru/hudojniki_19_veka.html - русская живопись 19 века.
Русские художники в русском изобразительном искусстве;
12. http://www.museumpushkin.ru/ – Музей Пушкина;
13. http://www.tretyakovgallery.ru/ – Третьяковская галерея;
14. www.hermitagemuseum.org/html_Ru - Эрмитаж;
27

электронный

15. http://rusmuseum.ru/ - Русский музей;
16. http://www.bibliotekar.ru/ – «Энциклопедия для детей» Аванта;
17. http://www.bibigon.ru/ Из программы ты узнаешь, что такое мастихин и
сангина, чем отличается граффити от аэрографии и как рисовать углем и
пастелью. Тебя научат писать портреты, лепить скульптуры и мастерить
оригинальные подарки своим друзьям;
18. http://risuem.ucoz.ru/ - сайт любителей рисования на компьютере;
19. http://toptopart.ru/ - уроки рисования в домашней студии Топ-Топ Арт;
20. http://rus-scrap.ru/ - о скрапбукинге - доступном для всех хобби по
составлению коллажей из фотографий, которое уже популярно во многих
странах мира;
21. http://prana-art.ru/ - курсы рисования для взрослых;
22. http://www.izorisunok.ru/drawing-the-rain/ - уроки рисования;
23. http://luntiki.ru/blog/risunok/531.html - поэтапное рисование для малышей;
24. http://www.webiki.ru/ - Развивающие онлайн игры для детей. Игры, общение,
обучение;
25. http://rozvivalka.ucoz.ru/forum/14-113-1 - Детская обучалка - рисовалка;
26. http://narod.ru/disk/23287207000/igra_listopad.rar.html - игра "Листопад";
27. http://viki.rdf.ru/ - Детские презентации и многое другое;
28. http://www.maykapar.ru/articles.shtml - Статьи Александра Майкапара;
29. http://podelkidoma.ru/node/1189 - поделки из лампочек;
30. http://stranamasterov.ru/node/120608?tid=742 - снежинка за 10 минут;
31. http://stranamasterov.ru/node/120387?tid=742 - звездопад из бумаги;
32. http://stranamasterov.ru/node/119506?tid=742 - зайка из ватных дисков;
33. http://stranamasterov.ru/node/118975?tid=701 - новогодние игрушки из
бумаги;
34. http://stranamasterov.ru/node/35077?c - елочка из гофротрубочек;
35. http://stranamasterov.ru/node/35847?tid=451 - снежинки;
36. http://adalin.mospsy.ru/ny/eligr.shtml - елочные игрушки из бумаги;
37. http://stranamasterov.ru/technics/mc_plasticine.html - новогодние композиции
из пластилина;
38. http://detpodelki.ru/publ/6-1-0-69 - академия поделок;

28

1.2.

Мир вокального искусства

1. Азбука дыхания. Упражнения и массаж по развитию детского голоса. –
Свердловск, 1990.
2. Детские песни. Караоке. – DVD-караоке, 2007.
3. Детские песни. Видео-караоке «Поём вместе». – DVD-video, 2006.
4. Добровольская Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. – М.:
«Музыка», 1987.
5. Добровольская Н., Орлова Н. Что надо знать учителю о детском голосе. – М.:
«Музыка», 1972.
6. Каждый класс – хор! Песенный репертуар для уроков музыки. Сборник № 1. –
Москва, 2003.
7. Мир вокального искусства. Программа, разработки занятий, методические
рекомендации/ авт.-сост. Г. А. Суязова. – Волгоград: Учитель, 2008.
8. Серебряная Н. Уроки вокала. Музыкальный класс (DVD). – INTERACT, 2007.
9. Учите детей петь: (Песни и упражнения для развития голоса у детей) / Сост. Т.
М. Орлова, С. И. Бекина. – М.: Просвещение, 1986.
10. Шереметьев В. А. Пение и воспитание детей в хоре. Методы и опыт работы
вокально-хоровой школы «Мечта». – Томск, 2011.
11. Шориков Г. Парус детства. Сборник песен для музыкальных работников
образовательных учреждений. – Екатеринбург, 2006.
9. Электронное периодическое издание на СD «Звуки праздника». Комплект
выпусков. – Курган, 2007-2016 (48 штук).
Список полезных интернет – ресурсов для педагога
1. http://www.mp3sort.com/
2. http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm
3. http://forums.minus-fanera.com/index.php
4. http://alekseev.numi.ru/
5. http://talismanst.narod.ru/
6. http://www.rodniki-studio.ru/
7. http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm
8. http://www.lastbell.ru/pesni.html
9. http://www.fonogramm.net/songs/14818
10.
http://www.vstudio.ru/muzik.htm
29

Печатный

Электронный

1.3

Танцевальный калейдоскоп

11.
http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/
12.
http://sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1ed
13.
http://www.notomania.ru/view.php?id=207
14.
http://notes.tarakanov.net/
15.
http://irina-music.ucoz.ru/load
1.Звезды русского балета (4 диска)
2.Большой балет. П. Чайковский. Щелкунчик (видео)
3.Большой балет. С. Прокофьев. Ромео и Джульетта (видео)
4.Браиловская Л.В. Самоучитель по танцам. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003
(электронный вариант)
5.Азбука танцев. Донецк, 2004 (электронный вариант)
6.Борисова Л.В., Антонова С.В., Ляпустина Н.В. Современная хореография для
детей 5-17 лет и родителей. 2001
7.Танцкейс. Танцы для праздника. Электронное периодическое издание на DVD
(37 выпусков
Интернет-ресурсы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

1.4.

Печатный

Электронный

http://olympia.fortunecity.com/carson/196/index.html
http://scarecrow.caps.ou.edu/~hneeman/dance_hotlist.html
http://sunflower.singnet.com.sg/~telemati/dance/index.html
http://www.idsf.net
http://www.eijkhout.net/rad/
http://www.dancesport.uk.com
www.dancelife.ru
www.chat.ru/~sdcb
http://www.mfh.ru
Печатный

Смастеримка
1.Георгиев Анатолий. Чудесные поделки из спичек. ООО»Книжный клуб»Клуб
семейного досуга». Белгород, 2009.
2. Хворостухина С.А. Поделки из природных материалов= Ваш дом и природные
материалы. Декор и дизайн своими руками. –М.:АСТ:Астрель, 2010.
3.Черил Эванс. Наши руки не для скуки. Поделки. Папье-маше.-М.:РОСМЭН,1997.
30

4. Сидорова М.А. Икебана. Практическое руководство.Издательство «НиолаПресс», 2007.
5. Хананова И. Соленое тесто. Фантазии из муки, соли и воды.-М.:АСТ ПРЕСС
КНИГА, 2010
6. Журнал «Народное творчество» № 2 2004г
2. Журнал «Народное творчество» № 3 2004г
3. Журнал «Народное творчество» № 4 2004г
1 http://oberejie.ru/zakrutka.htm
2.http://www.galinadolls.com/index.html
3.http://www.mydolls.ru/index.php
4. http://dealine.tomsk.fio.ru/works/369/Tseplaeva/histore.htm
5. http://penza.fio.ru/personal/55/2/1/ist.htm
6. http://cat.tmn.fio.ru/works/33x/308/kukla.htm
7.http://stranamasterov.ru
8.http://scrap-info.ru
9.http://www.livemaster.ru
10.http://rus-scrap.ru
11.http://nightbird.su/nggallery/; ">
12.http://efimov.ws/main/design/logo/otlichnyie-logotipov-s-izobrazheniem-ptic.html
13.http://www.wool-bulb.com/kak.html
14.http://www.torrentshunt.ru/torrent644534_kartini_tomasa_kinkejda_133sht
15.http://podelkino.com/tag/podelki-iz-nitok/
16. http://lensut.narod.ru/brosovyi.htm

1.5.

Направление физкультурноспортивное
Секция «Волейбол»

1.6.

Туристический клуб «Спас»

Подготовка волейболистов/ А.Г.Фурманов.-Минск : МЕТ, 2007;
Волейбол/А.Г.Фурманов.-Минск : Соврем.шк.,2009
-Лях В. И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания.
Москва. «Просвещение» 2007.
Диханова Л.Г., Горбачева Л.А. Туристы, в путь!: Метод сборникпособие –
Екатеринбург, 2002.
-Куликов В. М., Константинов Ю. С. Топография и ориентирование в туристском
31

Электронный

путешествии. М.: Изд-во ЦДЮТур Минобразования России, 1997

32

33

.

34


Наверх

На сайте используются файлы cookie.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».