30.04.2020
«Психологическая
готовность детей к школе»
Переход ребёнка из детского сада в школу —
всегда важное событие в жизни семьи.
Под готовностью к школе понимается школьная социальная зрелость
ребенка. Школьная зрелость, определяется физической готовностью ребенка к
школе, социальная - психологической готовностью к школе. Под психологической
готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень
психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы.
В структуре
психологической готовности принято выделять
следующие компоненты:
ü физическая готовность;
ü интеллектуальная готовность;
ü коммуникативная готовность;
ü эмоциональная готовность;
ü мотивационная готовность;
ü готовность в сфере самосознания.
Под физической готовностью подразумевается общее физическое
развитие: нормальный рост, вес, объем груди, мышечный тонус, пропорции тела,
кожный покров. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений
кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее
возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.
Интеллектуальная
готовность ребенка к школе. Данный
компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса
конкретных знаний.
Помимо мышления, немаловажное
значение для подготовки детей к школе имеет степень развития восприятия,
памяти, внимания, воображения.
Коммуникативная
готовность к школе. По данным разных
исследователей, от 15 до 40% учащихся начальных классов находятся в состоянии
дезадаптации. Одной из причин такого состояния называют личностную
неподготовленность ребёнка к школе, где обучение подразумевает коллективный
характер деятельности.
В дошкольном возрасте
последовательно изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные
навыки и умения. К концу дошкольного возраста ребёнок обладает чувством
собственного достоинства, осознаёт на доступном уровне свои права. Он может
проявлять достаточную независимость в суждениях, в выборе друзей и рода
занятий.
Под самосознанием подразумевается относительно устойчивая, более
или менее осознанная система представлений о самом себе. Представления о себе
включают когнитивный, эмоциональный и волевой компоненты. Когнитивный компонент
представлен процессами самопознания, в результате которых рождается знание о
себе. Эмоционально-ценностное отношение к себе составляет эмоциональные
переживания. Оно может протекать в виде непосредственных эмоциональных реакций
и в виде оценочных суждений. Самопознание и самоотношение рождают деятельность
самооценивания, в результате которой формируется самооценка. Она включает
знания не только о себе, но и оценку самого себя, своих способностей,
нравственных качеств, поступков.
Эмоциональная
готовность к школе – это способность
ребенка переживать позитивные эмоции, связанные с учебной деятельностью, что
создает благоприятный фон учению, снижает утомляемость, повышает учебную мотивацию.
Препятствием для
формирования положительного отношения ребёнка к школе является повышенная
тревожность. Тревожные состояния приводят к снижению эффективности
деятельности, к плохой сосредоточенности, концентрации внимания в процессе
деятельности. Высокая тревожность также может служить основой появления
трудностей в общении у ребенка. Тревожность – индивидуальная психологическая
особенность, проявляющаяся в склонности к частым и интенсивным переживаниям
состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения.
Компоненты мотивационной
готовности: правильные представления об учении в школе, желание идти в школу,
познавательный интерес к окружающему.
Рекомендации для родителей будущего
первоклассника
• Развивайте мелкую
моторику рук и графические навыки используя занятия с пластилином, мозаикой,
рисованием на листе бумаги, в развивающих тетрадях, срисовыванием картинок,
вырезанием фигурок ножницами и т. п.
• Учите ориентироваться в
пространстве и на листе бумаги.
• Расширяйте кругозор
через совместное чтение книг, пересказ и обсуждение прочитанного,
рассматривание рисунков, формирование познавательного интереса к окружающему,
развитие интереса к исследованиям природных явлений и т. п.
• Формирование правильного
представления о школе, желания идти в школу.
• Развитие умения
сотрудничать со сверстниками (разыгрывание ситуаций, посещение различных
кружков, спортивных секций, осознание своих эмоций и эмоций других людей через
рисование, игры, обсуждение иллюстраций в книгах.
• Формирование
самосознания. Начинайте «забывать» о том, что ваш ребенок маленький. Дайте ему
посильную работу в доме, определите круг обязанностей.
• Приобщайте ребенка к
экономическим проблемам семьи. Постепенно приучайте его сравнивать цены,
ориентироваться в семейном бюджете.
• Научите ребенка делиться
своими проблемами. Обсуждайте конфликтные ситуации, искренне интересуйтесь его
мнением.
• Отвечайте на каждый
вопрос ребенка. Только в этом случае познавательный интерес не иссякнет.
Приучайте искать ответы на некоторые вопросы самостоятельно.
• Не стройте ваши
взаимоотношения с ребенком на запретах. Всегда объясняйте причины, обоснованность
ваших требований, если возможно, предложите альтернативный вариант.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 30.04.2020
Дата обновления: 30.04.2020
Дата публикации: 30.04.2020