Психологическая готовность детей к школе

30.04.2020

«Психологическая готовность детей к школе»

Переход ребёнка из детского сада в школу —

всегда важное событие в жизни семьи.

Под готовностью к школе понимается школьная социальная зрелость ребенка. Школьная зрелость, определяется физической готовностью ребенка к школе, социальная - психологической готовностью к школе. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы.

В структуре психологической готовности принято выделять

 следующие компоненты:

ü  физическая готовность;

ü  интеллектуальная готовность;

ü  коммуникативная готовность;

ü  эмоциональная готовность;

ü  мотивационная готовность;

ü  готовность в сфере самосознания.

Под физической готовностью подразумевается общее физическое развитие: нормальный рост, вес, объем груди, мышечный тонус, пропорции тела, кожный покров. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.

Интеллектуальная готовность ребенка к школе. Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний.

Помимо мышления, немаловажное значение для подготовки детей к школе имеет степень развития восприятия, памяти, внимания, воображения.

Коммуникативная готовность к школе. По данным разных исследователей, от 15 до 40% учащихся начальных классов находятся в состоянии дезадаптации. Одной из причин такого состояния называют личностную неподготовленность ребёнка к школе, где обучение подразумевает коллективный характер деятельности.

В дошкольном возрасте последовательно изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и умения. К концу дошкольного возраста ребёнок обладает чувством собственного достоинства, осознаёт на доступном уровне свои права. Он может проявлять достаточную независимость в суждениях, в выборе друзей и рода занятий.

Под самосознанием подразумевается относительно устойчивая, более или менее осознанная система представлений о самом себе. Представления о себе включают когнитивный, эмоциональный и волевой компоненты. Когнитивный компонент представлен процессами самопознания, в результате которых рождается знание о себе. Эмоционально-ценностное отношение к себе составляет эмоциональные переживания. Оно может протекать в виде непосредственных эмоциональных реакций и в виде оценочных суждений. Самопознание и самоотношение рождают деятельность самооценивания, в результате которой формируется самооценка. Она включает знания не только о себе, но и оценку самого себя, своих способностей, нравственных качеств, поступков.

Эмоциональная готовность к школе – это способность ребенка переживать позитивные эмоции, связанные с учебной деятельностью, что создает благоприятный фон учению, снижает утомляемость, повышает учебную мотивацию.Хочу такой сайт

Препятствием для формирования положительного отношения ребёнка к школе является повышенная тревожность. Тревожные состояния приводят к снижению эффективности деятельности, к плохой сосредоточенности, концентрации внимания в процессе деятельности. Высокая тревожность также может служить основой появления трудностей в общении у ребенка. Тревожность – индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения.

Компоненты мотивационной готовности: правильные представления об учении в школе, желание идти в школу, познавательный интерес к окружающему.

 

Рекомендации для родителей будущего первоклассника

 

• Развивайте мелкую моторику рук и графические навыки используя занятия с пластилином, мозаикой, рисованием на листе бумаги, в развивающих тетрадях, срисовыванием картинок, вырезанием фигурок ножницами и т. п.

• Учите ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.

• Расширяйте кругозор через совместное чтение книг, пересказ и обсуждение прочитанного, рассматривание рисунков, формирование познавательного интереса к окружающему, развитие интереса к исследованиям природных явлений и т. п.

• Формирование правильного представления о школе, желания идти в школу.

• Развитие умения сотрудничать со сверстниками (разыгрывание ситуаций, посещение различных кружков, спортивных секций, осознание своих эмоций и эмоций других людей через рисование, игры, обсуждение иллюстраций в книгах.

• Формирование самосознания. Начинайте «забывать» о том, что ваш ребенок маленький. Дайте ему посильную работу в доме, определите круг обязанностей.

• Приобщайте ребенка к экономическим проблемам семьи. Постепенно приучайте его сравнивать цены, ориентироваться в семейном бюджете.

• Научите ребенка делиться своими проблемами. Обсуждайте конфликтные ситуации, искренне интересуйтесь его мнением.

• Отвечайте на каждый вопрос ребенка. Только в этом случае познавательный интерес не иссякнет. Приучайте искать ответы на некоторые вопросы самостоятельно.

• Не стройте ваши взаимоотношения с ребенком на запретах. Всегда объясняйте причины, обоснованность ваших требований, если возможно, предложите альтернативный вариант.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 30.04.2020

Дата обновления: 30.04.2020

Дата публикации: 30.04.2020

Наверх

На сайте используются файлы cookie.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».