Приложение № 3 к АООП НОО ОВЗ (ЗПР) (вариант 7.2) План внеурочной деятельности МБОУ СОШ №30 1-4 класс на 2024-2025 учебный год

Приложение № 3
к ООП НОО МБОУ СОШ № 30
принято на педагогическом совете
протокол от 29.08.2024 № 1
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора МБОУ СОШ № 30
от 30.08.2024г. № 166/01-07
«Об утверждении Адаптированной
основной общеобразовательной программы
начального общего образования МБОУ
СОШ № 30 для обучающихся с ЗПР
(вариант 7.2)»

ПЛАН
внеурочной деятельности для обучающихся с ЗПР
1-4 классов (вариант 7.2)
Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 30»
на 2024-2025 учебный год

с.Клевакинское, Режевской городской округ

Пояснительная записка
Назначение плана внеурочной деятельности – психолого-педагогическое сопровождение
обучающихся с учетом успешности их обучения, уровня социальной адаптации и развития,
индивидуальных способностей и познавательных интересов. План внеурочной деятельности
формируется образовательной организацией с учетом предоставления права участникам
образовательных отношений выбора направления и содержания учебных курсов.
Внеурочная деятельность тесно связана с основным образованием и является неотъемлемой
частью системы обучения в начальной школе.
Решение задач воспитания и социализации школьников в контексте национального
воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации
внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы начального общего образования. Такая
возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом
начального общего образования. Образовательные программы реализуются образовательной
организацией через организацию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарноэпидемиологическими правилами и нормативами.
План внеурочной деятельности АООП НОО вариант 7.2. является нормативным
документом, определяющим распределение часов внеурочной деятельности, состав и структуру
направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности, отводимой на формирование
всесторонне развитой личности школьника.
1. Нормативная документация
Учебный план внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 30 на 2024/2025 учебный год
сформирован в соответствии с нормативными документами, установленными федеральными
государственными образовательными стандартами.
Учебный план по внеурочной деятельности на 2024-2025 учебный год разработан с учетом
нормативно-правовой базы:
1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012
г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 14.07.2022);
2. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 №286 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
(зарегистрирован в Минюст России от 05.07.2021 № 64100) (актуальная редакция с учетом
последних изменений);
3.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372
"Об утверждении ФОП НОО";
4. Приказ Минпросвещения РФ от 24.11.2022 г. № 1023 «Об утверждении
федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (с учетом приказа о внесении
изменений от 17.07.2024 N 495).
5.Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 № 28 (далее – СП 2.4.3648-20);
6.Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее – СанПиН 1.2.3685-21);
7.Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022 № ТВ1290/03 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Информационно-методическим
письмом об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных
федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного
общего образования»);
2

-

8. Устав школы МБОУ СОШ №30.
9. Положение об организации внеурочной деятельности МБОУ СОШ №30.

2. Цель внеурочной деятельности направлена на обеспечение индивидуальных
потребностей обучающихся, достижение планируемых результатов освоения основной
образовательной программы (личностных, метапредметных и предметных) и осуществляется в
формах, отличных от форм, используемых преимущественно на урочных занятиях.
2.1.Основными задачами организации внеурочной деятельности являются следующие:
- поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых результатов
освоения программы начального общего образования;
- совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений в
разновозрастной школьной среде;
- формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил
безопасного образа жизни;
- повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к познавательной и
проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
участников;
- развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств,
обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение договариваться, подчиняться,
руководить, проявлять инициативу, ответственность; становление умений командной работы;
- поддержка детских объединений, формирование умений ученического самоуправления;
- формирование культуры поведения в информационной среде.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности младшего
школьника с учетом намеченных задач внеурочной деятельности.
При выборе направлений и отборе содержания обучения образовательная организация
учитывала:
- особенности образовательной организации (условия функционирования, тип школы,
особенности контингента, кадровый состав);
- результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся, проблемы и
трудности их учебной деятельности;
- возможность обеспечить условия для организации разнообразных внеурочных занятий и
их содержательная связь с урочной деятельностью;
- особенности информационно-образовательной среды образовательной организации,
национальные и культурные особенности региона, где находится образовательная организация.
Организации, обладающие необходимыми ресурсами.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности обучающегося
с учетом намеченных задач внеурочной деятельности. Все ее формы представляются в
деятельностных формулировках, что подчеркивает их практико-ориентированные характеристики.
При выборе направлений и отборе содержания обучения образовательная организация учитывает:
- особенности образовательной организации (условия функционирования, тип школы,
особенности контингента, кадровый состав);
- результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся, проблемы и
трудности их учебной деятельности;
- возможность обеспечить условия для организации разнообразных внеурочных занятий и
их содержательная связь с урочной деятельностью;
- особенности информационно-образовательной среды образовательной организации,
национальные и культурные особенности региона, где находится образовательная организация.
Возможные направления внеурочной деятельности и их содержательное наполнение и
являются для образовательной организации общими ориентирами и не подлежат формальному
копированию. При отборе направлений внеурочной деятельности каждая образовательная
организация ориентируется, прежде всего, на свои особенности функционирования, психолого3

педагогические характеристики обучающихся, их потребности, интересы и уровни успешности
обучения.
К выбору направлений внеурочной деятельности и их организации могут привлекаться
родители как законные участники образовательных отношений.
3. Объем внеурочной деятельности
В соответствии с ФГОС начального общего образования образовательная организация
должна обеспечить обучающимся до 10 часов еженедельных занятий внеурочной деятельностью
(до 1320 часов) на уровне начального общего образования. Программы внеурочной деятельности
разрабатываются в 1 классе на 33 учебные недели, во 2 – 4 классах – на 34 учебные недели
Предусмотренные на внеурочную деятельность часы распределены следующим образом:
3.1. Инвариантная часть:
1 час в неделю — на информационно-просветительские занятия «Разговоры о важном»
(понедельник, первый урок) направлены на развитие ценностного отношения обучающихся к
своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой
культуре. Внеурочные занятия «Разговоры о важном должны быть направлены на формирование
соответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой ему для
конструктивного и ответственного поведения в обществе.
1 час в неделю — на занятия по формированию функциональной грамотности
обучающихся (в том числе финансовой грамотности);
1 час в неделю — на занятия, направленные на удовлетворение профориентационных
интересов и потребностей обучающихся (в том числе основы предпринимательства).
3.2 Вариативная часть направлена:
- на занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных
потребностей обучающихся (в том числе для сопровождения изучения отдельных учебных
предметов на углубленном уровне, проектно-исследовательской деятельности, исторического
просвещения);
на занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей
обучающихся в творческом и физическом развитии (в том числе организация занятий в
школьных театрах, школьных музеях, школьных спортивных клубах, а также в рамках реализации
программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России»).
- пропаганду здорового образа жизни
С целью реализации принципа формирования единого образовательного пространства на
всех уровнях образования часы внеурочной деятельности использованы через реализацию плана
внеурочной деятельности с преобладанием педагогической поддержки обучающихся и работы по
обеспечению их благополучия в пространстве школы.
4. Направления и цели внеурочной деятельности
1. Спортивно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие
школьника, углубление знаний об организации жизни и деятельности с учетом соблюдения правил
здорового безопасного образа жизни.
2. Проектно-исследовательская деятельность организуется как углубленное изучение
учебных предметов в процессе совместной деятельности по выполнению проектов.
3. Коммуникативная деятельность направлена на совершенствование функциональной
коммуникативной грамотности, культуры диалогического общения и словесного творчества.
4. Художественно-эстетическая творческая деятельность организуется, как система
разнообразных творческих мастерских по развитию художественного творчества, способности к
импровизации, драматизации, выразительному чтению, а также становлению умений участвовать
в театрализованной деятельности.
5. Информационная культура предполагает учебные курсы в рамках внеурочной
деятельности, которые формируют представления младших школьников о разнообразных
современных информационных средствах и навыки выполнения разных видов работ на
4

компьютере.
6. Интеллектуальные марафоны — система интеллектуальных соревновательных
мероприятий, которые призваны развивать общую культуру и эрудицию обучающегося, его
познавательные интересу и способности к самообразованию.
5.
Выбор форм организации внеурочной деятельности подчиняется следующим
требованиям:
-целесообразность использования данной формы для решения поставленных задач
конкретного направления;
-преобладание практико-ориентированных форм, обеспечивающих непосредственное
активное участие обучающегося в практической деятельности, в том числе совместной (парной,
групповой, коллективной);
-учет специфики коммуникативной деятельности, которая сопровождает то или иное
направление внеучебной деятельности;
-использование форм организации, предполагающих использование средств ИКТ.
Возможными формами организации внеурочной деятельности могут быть следующие:
- учебные курсы и факультативы;
- художественные, музыкальные и спортивные студии;
-соревновательные мероприятия, дискуссионные клубы, секции, экскурсии, миниисследования;
-общественно полезные практики др.
К участию во внеурочной деятельности могут привлекаться организации и учреждения
дополнительного образования, культуры и спорта. В этом случае внеурочная деятельность может
проходить не только в помещении образовательной организации, но и на территории другого
учреждения (организации), участвующего во внеурочной деятельности.
Это может быть, например, спортивный комплекс, музей, театр и др.
При организации внеурочной деятельности непосредственно в образовательной
организации в этой работе могут принимать участие все педагогические работники данной
организации (учителя начальной школы, учителя-предметники, социальный педагог, педагогпсихолог, библиотекарь и др.).
Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей в части
создания условий для развития творческих интересов детей, включения их в художественную,
техническую, спортивную и другую деятельность.
Объединение усилий внеурочной деятельности и дополнительного образования строится на
использовании единых форм организации.
Координирующую роль в организации внеурочной деятельности выполняет, основной
учитель, ведущий класс начальной школы, заместитель директора по учебно-воспитательной
работе, заместитель директора по воспитательной работе.
Часы внеурочной деятельности выделяются:
- на занятия школьников в социально ориентированных объединениях;
- экологических, волонтерских, трудовых и т.п.;
-на занятия школьников с педагогами, сопровождающими деятельность детских
общественных объединений и органов ученического самоуправления;
-на занятия школьников с педагогами, сопровождающими их проектно-исследовательскую
деятельность;
-на занятия школьников в рамках циклов специально организованных внеурочных занятий,
посвященных актуальным социальным, нравственным проблемам современного мира;
-на профориентационные занятия школьников;
-на занятия школьников в творческих объединениях: музыкальных, хоровых, театральных,
художественных, журналистских и т.п.;
-занятия школьников по формированию их функциональной грамотности;
-на дополнительные занятия школьников, испытывающих затруднения в освоении учебной
программы;
5

-на специальные занятия школьников, испытывающих затруднения в социальной
коммуникации как в среде сверстников, так и в обществе в целом;
-на занятия школьников в спортивных и туристских секциях и клубах, организацию
турниров, соревнований, походов, экскурсий, слетов, оздоровительных мероприятий и т.п.
Реализация плана образовательного учреждения по направлениям:
Направление
деятельности

внеурочной Название курса

Класс, количество часов
1

Инвариантная часть
Коммуникативная деятельность «Разговоры о важном»
Вариативная часть
Спортивно – оздоровительная
«Орлята России»
деятельность
«Ритмика»
«Учение с увлечением!»

«Чтение с увлечением»
Итого:

2

3

4

1

1

1

1

1

2

2

2

1

1

1

1

-

1

1

1

3ч

5ч

5ч

5ч

Краткое описание программ
Название курса: «Разговоры о важном»
Цель: развитие ценностного отношения школьников к своей родине - России, населяющим
ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Занятия направлены на
формирование соответствующей внутренней позиции личности школьника, необходимой ему для
конструктивного и ответственного поведения в обществе.
Название курса: «Орлята России»
Цель: развитие самостоятельности, активности, инициативности в социально-значимой
деятельности младшего школьного возраста.
Название курса: «Ритмика»
Цель: развитие у детей музыкальности и чувства ритма, а также первое ознакомление их со
средствами музыкальной выразительности.
Название курса «Чтение с увлечением»
Цель: расширение знаний о литературно-художественном творчестве, развитие навыка
выразительного чтения произведений поэзии и прозы; воспитание литературного вкуса, интереса к
художественной литературе разных жанров в соответствии с возможностями здоровья.
Внеурочная
деятельность
включает
коррекционно-развивающую
область,
поддерживающую процесс освоения содержания АООП НОО. Распределение часов,
предусмотренных на внеурочную деятельность, осуществляется следующим образом: недельная
нагрузка – 10 часов, из них 5 часов отводится на проведение коррекционно-развивающих занятий.
Время, отводимое на внеурочную деятельность, за четыре года обучения составляет до 1350 часов.
Часы
коррекционно-развивающей
области
представлены
групповыми
и
индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями, направленными на обеспечение
развития эмоционально-личностной сферы и коррекцию ее недостатков; познавательной
деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирование
произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекцию нарушений устной и письменной
речи; восполнение образовательных дефицитов, психолого-педагогическую поддержку в освоении
АООП НОО.
6

Коррекционные курсы коррекционно-развивающей области определяются на основании
заключения ПМПК, могут дополняться рекомендациями школьного ППк с учетом особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Исходя из этого коррекционно-развивающая
область включает:
1.
Логопедические занятия по курсу «Коррекция и развитие устной речи,
профилактика нарушения чтения и письма» в объеме 2 часов в неделю в 1-м классе. «Коррекция
нарушений чтения и письма, обусловленная системным недоразвитием речи» в объеме 1 часа в
неделю во 1-м классе и по 3 часа в неделю во 2–4-м классах.
2.
Психокоррекционные занятия педагога-психолога по курсу «Развитие и коррекция
регулятивных процессов и коммуникативной деятельности» в объеме 1 часа в неделю с 1-го по 4-й
классы. Курс «Адаптационные психологические занятия», который представлен в ИУП в объеме 1
часа в неделю с 1-го по 4-й классы, направлен на адаптацию к школьному обучению, принятию
школьных правил и роли ученика, улучшение социального взаимодействия обучающихся.
3.
Психокоррекционные занятия учителя-дефектолога по курсу «Коррекция и развитие
учебно-познавательной деятельности/коррекция индивидуальных образовательных дефицитов» в
объеме 2 часов в неделю и с распределением времени внутри указанных часов с учетом
индивидуальных особенностей ребенка с ЗПР.
Планируемые результаты внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью образовательного
процесса и должна найти свое отражение в основной образовательной программе.
Она организуется в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся,
направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной
программы (личностных, метапредметных и предметных).
Ценностные ориентиры начального общего образования конкретизируют личностный,
социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к
результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые
установки системы начального общего образования:
- формирование основ гражданской идентичности личности
- формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: –
доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе,
оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов
нравственности и гуманизма: – принятия и уважения ценностей семьи и образовательной
организации, коллектива и общества и стремления следовать им;
- развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию;
-развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее
самоактуализации: – формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к
себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и
умения адекватно их оценивать.
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве обучения и
воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования
общих учебных умений, обобщенных способов действия обеспечивает высокую эффективность
решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
Метапредметные результаты включают:
-освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких
предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных
курсов, модулей в целостную научную картину мира) и универсальных учебных действий
(познавательные, коммуникативные, регулятивные);
-способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;

7

-готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и
организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию
в построении индивидуальной образовательной траектории;
-овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных
текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее
целевой аудитории.
В качестве основных результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности
младших школьников рассматриваются такие метапредметные результаты, как сформированные
умения:
наблюдать,
измерять,
сравнивать,
моделировать,
выдвигать
гипотезы,
экспериментировать, определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи и работать
с источниками информации. Они обеспечивают получение необходимой знаниевой и
процессуальной основы для проведения исследований и реализации проектов при изучении
учебных предметов.
В качестве результата следует также включить:
- готовность слушать и слышать собеседника;
- умение в корректной форме формулировать и оценивать познавательные вопросы;
-проявлять самостоятельность в обучении, инициативу в использовании своих
мыслительных способностей;
- критически и творчески работать в сотрудничестве с другими людьми; смело и твердо
защищать свои убеждения; оценивать и понимать собственные сильные и слабые стороны;
отвечать за свои действия и их последствия
Овладение универсальными учебными познавательными действиями предполагает умение
использовать базовые логические действия, базовые исследовательские действия, работать с
информацией.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает
сформированность социальных навыков общения, совместной деятельности.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями включает умения
самоорганизации, самоконтроля, развитие эмоционального интеллекта
ФГОС НОО определяет предметные результаты освоения программ основного общего
образования с учетом необходимости сохранения фундаментального характера образования,
специфики изучаемых учебных предметов и обеспечения успешного продвижения обучающихся
на следующем уровне образования.
Предметные результаты включают: освоение обучающимися в ходе изучения учебного
предмета научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей
предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению
нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных
ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов.
Включение
задачи
формирования ИКТ-компетентности в программу формирования универсальных учебных
действий позволяет организации, осуществляющей образовательную деятельность и учителю
формировать умение работать с информацией и использовать инструменты ИКТ.
Диагностика эффективности организации внеурочной деятельности
Цель диагностики – выяснить, являются ли и в какой степени воспитывающими те виды
внеурочной деятельности, которыми занят школьник.
Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников:
- личность самого обучающегося;
- детский коллектив;
- анкетирование родителей и законных представителей (по организации и внеурочной
деятельности детей).
Основные результаты реализации программы внеурочной деятельности обучающихся
оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих сформированность
познавательного, коммуникативного, нравственного, эстетического потенциала личности:
- листы наблюдений;
8

- контрольные вопросы;
- анкеты;
- тесты;
- защита проектов;
- результативность участия в конкурсах различной направленности и уровней.

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».