Учебный план для обучающихся ОВЗ ЗПР 5-9 класса на 2024-2025 уч.год с учетом ФАОП ООО (выписка из АООП ООО)

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
адаптированной основной общеобразовательной программы
основного общего образования
для обучающихся с задержкой психического развития
Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 30»
для 5-9 классов
на 2024-2025 учебный год

с.Клевакинское, Режевской городской округ

1

Пояснительная записка
Учебный план АООП ООО для обучающихся с задержкой
психического развития (вариант 7) МБОУ СОШ № 30 (далее – Учебный
план) в целом соответствует обязательным требованиям ФГОС ООО и ФОП
ООО, в том числе требованиям о включении во внеурочную деятельность
коррекционных курсов по Программе коррекционной работы.
Учебный план фиксирует максимальный объем учебной нагрузки
обучающихся с ЗПР; определяет (регламентирует) перечень учебных
предметов, курсов и время, отводимое на их освоение и организацию;
распределяет учебные предметы, курсы, модули по классам и учебным
годам.
В основу учебного плана положен вариант федерального учебного
плана основного общего образования обучающихся с ЗПР № 1 Федеральной
адаптированной образовательной программы основного общего образования
для обучающихся с ОВЗ, утвержденной приказом Минпросвещения от
24.11.2022 № 1025. Вариант № 1 предназначен для образовательных
организаций, в которых обучение ведется на русском языке в режиме
пятидневной учебной недели.
Нормативно-правовая база учебного плана
Учебный план МБОУ СОШ № 30 разработан на основе следующих
документов:











Конституции Российской Федерации (ст.43);
Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.
2012 N 273-ФЗ (глава 2 ст.11, 12, 13, 14, 18); Закона Свердловской
области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской
области»;
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным
общеобразовательным
программам
–
образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от
22.03.2021 № 115 (актуальная редакция с учетом последних изменений);
Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 31.05.2021 N 287 (зарегистрирован в Минюст
России от 05.07.2021 №64101) (актуальная редакция с учетом последних
изменений);
СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утвержденные постановлением главного государственного
санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания», утвержденные постановлением Главного государственного
2












санитарного врача России от 28.01.2021;
Приказа Минпросвещения от 21.09.2022 № 858 «Об утверждении
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность, и установления предельного срока использования
исключенных учебников» (актуальная редакция с учетом последних
изменений);
Приказа Министерства образования и науки РФ от 9 июня 2016 г. № 699
«Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных
пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования»;
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
18.07.2024 № 499 «Об утверждении федерального перечня электронных
образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Федеральной адаптированной образовательной программы основного
общего образования для обучающихся с ОВЗ, утвержденной приказом
Минпросвещения от 24.11.2022 № 1025;
Приказа Минпросвещения России от 17.07.2024 № 495 «О внесении
изменений в некоторые приказы Минпросвещения РФ, касающиеся ФАОП»;
Адаптированной образовательной программы основного общего
образования для обучающихся с ЗПР (вариант 7) МБОУ СОШ № 30;
Устава МБОУ СОШ № 30.
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных
предметов, обязательных для всех имеющих по данной программе
государственную аккредитацию образовательных организаций, реализующих
образовательную программу основного общего образования, и учебное
время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
В учебный план входят следующие обязательные для изучения
предметные области и учебные предметы:
Предметные области
Русский язык и литература

Учебные предметы
Русский язык, Литература

Родной язык и родная литература

Родной язык и (или) государственный
язык республики Российской Федерации,
3

Родная литература
Иностранные языки

Естественнонаучные предметы

Иностранный язык,
Второй иностранный язык
Математика, Информатика
История, Обществознание,
География
Физика, Химия, Биология

Основы духовно-нравственной
культуры народов России
Искусство
Технология
Основы безопасности и защиты и
Родины
Физическая культура

Основы духовно-нравственной культуры
народов России
Изобразительное искусство, Музыка
Труд (технология)
Основы безопасности и защиты и
Родины
Физическая культура

Математика и информатика
Общественно-научные предметы

Учебный
план
обеспечивает
преподавание
и
изучение
государственного языка Российской Федерации.
Предметная область «Родной язык и родная литература»: изучение
русского языка как родного и родной литературы (русской) в учебном плане
не предусмотрено, так как в своих заявлениях родители (законные
представители) обучающихся МБОУ СОШ № 30 перед началом нового
учебного года не выразили желания изучать предметы «Родной язык
(русский)» и «Родная литература (русская)» в связи с тем, что на языке
образования (русском) изучаются обязательные учебные предметы «Русский
язык» и «Литература».
Предметная область «Иностранные языки»: изучение учебного
предмета «Второй иностранный язык» в учебном плане не предусмотрено,
так как отсутствует выбор данного предмета в заявлениях родителей
(законных представителей), а также отсутствуют необходимые условия в
школе.
В рамках учебного предмета «Математика» предусмотрено изучение
учебных курсов «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика».
Достижение обучающимися планируемых результатов освоения
программы основного общего образования по учебному предмету
"Математика" в рамках государственной итоговой аттестации включает
результаты освоения рабочих программ учебных курсов "Алгебра",
"Геометрия", "Вероятность и статистика".
Учебный предмет «История» в рамках обязательной предметной
области «Общественно-научные предметы» включает в себя учебные курсы
«История России» и «Всеобщая история», на которые суммарно отводится по
2 часа в неделю в 5–9-х классах. В 9-м классе в соответствии с ФОП ООО в
учебный предмет «История», помимо учебных курсов «История России» и
4

«Всеобщая история», интегрирован модуль «Введение в новейшую историю
России» в объеме 17 часов (0,5 часа).
Учебный предмет «Физическая культура» предметной области
«Физическая культура» изучается 2 часа в неделю (68 часов в год). Третий
час реализуется за счёт посещения обучающимися курса внеурочной
деятельности «Спортивные игры», предусматривающего физическую
активность.
Часть
учебного
плана,
формируемая
участниками
образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение
учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей по выбору
обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся, в том числе введение специально разработанных учебных
курсов,
обеспечивающих
интересы
и
потребности
участников
образовательных отношений, а именно:
с целью формирования функциональной грамотности в часть,
формируемую участниками образовательных отношений, включены учебные
курсы «Математическая грамотность» в 5 классе (1 час в неделю), «Трудные
вопросы русского языка» в 8 и 9 классах (1 час в неделю в каждом) и
«Естественно-научная грамотность» в 7 классе (1 час в неделю);
в 5,6,7 классах введен практический учебный курс «Основы
безопасности и защиты Родины» (далее ОБЗР), содержание которого
реализуется через использование материально-технического оснащения
Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», в
объеме 1 час в неделю в каждом классе. ОБЗР входит в предметную область
«Основы безопасности и защиты Родины», является обязательным для
изучения на уровне основного общего образования. Изучение ОБЗР
направлено на обеспечение формирования готовности к защите Отечества и
базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности, что
способствует освоению обучающимися знаний и умений, позволяющих
подготовиться к военной службе, и выработке у обучающихся умений
распознавать угрозы, избегать опасности, нейтрализовать конфликтные
ситуации, решать сложные вопросы социального характера, грамотно вести
себя в чрезвычайных ситуациях;
в 8,9 классах с целью усиления практической направленности учебного
предмета «Русский язык» в части подготовки к устному итоговому
собеседованию, отработки навыка смыслового чтения, введен учебный курс
«Трудные вопросы русского языка» в объеме 1 час в каждом классе, а также
учебный курс «Экономика» в объеме 1 час, направленный на освоение
обучающимися на уровне функциональной грамотности системы знаний,
необходимых для социальной и экономической адаптации; на воспитание
ответственности за экономические решения, уважение к труду.
Продолжительность учебного года в 5-9 классах составляет 34 учебные
недели (в 9 классе без учета ГИА). Дата окончания учебного года для 9
класса определяется в соответствии с расписанием государственной итоговой
5

аттестации (ГИА). Сроки проведения ГИА обучающихся устанавливают
Минпросвещения и Рособрнадзор.
Учебные занятия для учащихся 5-9 классов проводятся по 5-ти дневной
учебной неделе. Продолжительность урока – 40 минут. Продолжительность
каникул составляет не менее 7 календарных дней.
Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю
составляет в 5 классе – 29 часов, в 6 классе – 30 часов, в 7 классе – 32 часа, в
8-9 классах – 33 часа.
Общий объем аудиторной работы обучающихся за 5 учебных лет - 5338
часов, что составляет не менее 5058 академических часов и не более 5848
академических часов в соответствии с требованиями к организации учебного
процесса к учебной нагрузке при 5-дневной учебной неделе,
предусмотренными
Гигиеническими
нормативами
и
Санитарноэпидемиологическими требованиями.
Учебный план МБОУ СОШ № 30 для получения основного общего
образования составлен с учетом кадровых условий и образовательных
потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей).
Учебный план для обучающихся ОВЗ ЗПР (вариант 7) 5-9 классов
(недельный)
2024-2025 учебный год
Предметные
области

Учебные
предметы

Количество часов в неделю
Классы

Обязательная
часть
Русский язык и Русский язык
литература
Литература
Иностранные
Иностранный язык
языки
(английский)
Математика
и Математика
информатика
Алгебра

Общественнонаучные
предметы
Естественнонаучные

Геометрия
Вероятность
и
статистика
Информатика
История
Обществознание
География
Физика
Химия

V

VI

VII

VIII

IX

Всег
о

5
3

6
3

4
2

3
2

3
3

21
13

3

3

3

3

3

15

5
-

5
-

3
2

3
2

3
2

10
9
6

2
1
-

2
1
1
-

1
1
2
1
2
2
-

1
1
2
1
2
2
2

1
1
2
1
2
3
2

3
3
10
4
8
7
4
6

предметы
Основы духовнонравственной
культуры
народов России
Искусство

Биология
Основы духовнонравственной
культуры народов
России
Изобразительное
искусство
Музыка
Труд (технология)
Основы
безопасности и
защиты и Родины

1

1

1

1

1
1
2

1
1
2

1

2

2

7

2
1
1
2

1
1

1

3
4
8

Технология
Основы
безопасности и
защиты и
Родины
1
1
2
Физическая
Физическая
культура
культура
2
2
2
2
2
10
Итого
27
29
30
31
32
149
Часть ООП, формируемая участниками образовательных отношений
Итого часов части, формируемой
участниками
образовательных
отношений
2
1
2
2
1
78
Русский язык Трудные
вопросы
и литература
русского языка
1
1
2
ЕстественноЕстественно-научная
научные
грамотность
предметы
1
1
Общественно- Экономика
1
научные
предметы
1
Математика и Математическая
информатика
грамотность
1
1
Основы
Основы безопасности
безопасности и и защиты и Родины
защиты и
3
1
1
1
Родины
ИТОГО
29
30
32
33
33
157
Учебные недели
34
34
34
34
34
Всего часов
986 1020 1088 1122 1122 5338
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности
является неотъемлемой частью образовательной деятельности в
образовательной организации. Образовательная организация предоставляет
обучающимся возможность выбора занятий, направленных на их развитие, с
учетом интересов и способностей школьников с ЗПР.
7

Внеурочная деятельность включает коррекционно-развивающую
область, поддерживающую процесс освоения содержания АООП ООО.
Распределение часов, предусмотренных на внеурочную деятельность,
осуществляется следующим образом: недельная нагрузка – 10 часов, из них 5
часов отводится на проведение коррекционно-развивающих занятий. Время,
отводимое на внеурочную деятельность, за четыре года обучения составляет
до 1350 часов.
Часы
коррекционно-развивающей
области
представлены
групповыми и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями,
направленными на обеспечение развития эмоционально-личностной сферы и
коррекцию ее недостатков; познавательной деятельности и целенаправленное
формирование высших психических функций; формирование произвольной
регуляции деятельности и поведения; коррекцию нарушений устной и
письменной речи; восполнение образовательных дефицитов, психологопедагогическую поддержку в освоении АООП ООО.
Коррекционные
курсы
коррекционно-развивающей
области
определяются на основании заключения ПМПК, могут дополняться
рекомендациями школьного ППк с учетом особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР. Исходя из этого коррекционноразвивающая область включает:
Коррекционный
курс
«Коррекционно-развивающие
занятия:
психокоррекционные (психологические и дефектологические» - 3 часа в
неделю на каждого обучающегося с ЗПР).
Коррекционный курс «Логопедические занятия» - 2 часа в неделю (на
каждого обучающегося с ЗПР).
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации
АООП ООО обучающихся с ЗПР по варианту 7 определяет образовательная
организация.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при
определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся.
Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация по всем учебным предметам, учебным
курсам, учебным модулям проводится в 5-9 классах в соответствии с
«Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МБОУ СОШ №
30».
Промежуточная аттестация – установление уровня освоения основной
образовательной программы начального общего образования всего объема
учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы
за учебный год (годовое оценивание).
Все предметы обязательной части учебного плана, как и предметы из
части, формируемой участниками образовательных отношений, оцениваются
по пятибалльной системе.
8

Освоение основных образовательных программ основного общего
образования завершается итоговой аттестацией. Нормативный срок освоения
ООП ООО составляет 5 лет.
В соответствии с частью 17 статьи 108 Федерального закона «Об
образовании в Российской Федерации» (Федеральный закон от 08.06.2020 №
164-ФЗ «О внесении изменений в статьи 71.1 и 108 Федерального закона "Об
образовании в Российской Федерации"») промежуточная аттестация может
быть проведена с применением электронного обучения.
Освоение адаптированной основной образовательной программы, в том
числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса,
дисциплины (модуля), сопровождается промежуточной аттестацией
обучающегося, проводимой в формах, определенных учебным планом, в том
числе с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
Объем времени, отведенного на промежуточную аттестацию
обучающихся, определяется рабочими программами учебных предметов,
учебных курсов, учебных модулей и календарным учебным графиком
основного общего образования.
Формы промежуточной аттестации учебных предметов, учебных курсов,
учебных модулей представлены в таблице:
Классы
Учебные
предметы
Русский язык
Литература
Иностранный
язык (английский)
Математика

5

6

7

8

9

Контрольна
я работа
Итоговая
контрольная
работа
Контрольна
я работа
Контрольна
я работа

Контрольна
я работа
Итоговая
контрольная
работа
Контрольна
я работа
Контрольна
я работа

Контрольна
я работа
Итоговая
контрольная
работа
Контрольна
я работа

Контрольна
я работа
Итоговая
контрольная
работа
Контрольна
я работа

Контрольна
я работа
Итоговая
контрольная
работа
Контрольна
я работа

Контрольна
я работа
Контрольна
я работа
Контрольна
я работа
Контрольна
я работа
Контрольна
я работа
Контрольна
я работа

Контрольна
я работа
Контрольна
я работа
Контрольна
я работа
Контрольна
я работа
Контрольна
я работа
Контрольна
я работа

Контрольна
я работа
Контрольна
я работа
Контрольна
я работа
Контрольна
я работа
Контрольна
я работа
Контрольна
я работа

Алгебра
Геометрия
Вероятность и
статистика
Информатика
История
Обществознани
е
ОДНКНР

Контрольна
я работа
Средний
балл по
предмету за
4 четверти

Контрольна
я работа
Контрольна
я работа
Средний
балл по
предмету за
4 четверти

9

География

(годовая
отметка)
Контрольна
я работа

(годовая
отметка)
Контрольна
я работа

Контрольна
я работа
Контрольна
я работа
Контрольна
я работа
Творческая
или
проектная
работа
Контрольна
я работа
(тест)
Сдача
нормативов,
тест

Контрольна
я работа
Контрольна
я работа
Контрольна
я работа
Творческая
или
проектная
работа
Контрольна
я работа
(тест)
Сдача
нормативов,
тест

Физика

Контрольна
я работа
Контрольна
я работа

Контрольна
я работа
Контрольна
я работа

Контрольна
я работа
Контрольна
я работа
Контрольна
я работа
Творческая
или
проектная
работа
Контрольна
я работа
(тест)
Сдача
нормативов,
тест

Контрольна
я работа
Контрольна
я работа

Химия
Биология
Музыка
ИЗО
Труд
(технология)
ОБЗР
Физическая
культура
Трудные
вопросы
русского языка

Естественнонаучная
грамотность

Математическая
грамотность

Экономика

Творческая
или
проектная
работа
Контрольна
я работа
(тест)
Сдача
нормативов,
тест
Средний
балл по
предмету за
4 четверти
(годовая
отметка)

Контрольна
я работа
Контрольна
я работа
Контрольна
я работа
Контрольна
я работа

Творческая
или
проектная
работа
Контрольна
я работа
(тест)
Сдача
нормативов,
тест
Средний
балл по
предмету за
4 четверти
(годовая
отметка)

Средний
балл по
предмету за
4 четверти
(годовая
отметка)
Средний
балл по
предмету за
4 четверти
(годовая
отметка)
Средний
балл по
предмету за
4 четверти
(годовая
отметка)

*В 9 классе предусмотрены итоговое устное собеседование по
русскому языку как условие допуска обучающихся к государственной
10

итоговой аттестации, защита индивидуального проекта в 9 классе (вторая
четверть учебного года) – отметка зачет/незачет.
Промежуточная аттестация обучающихся с ОВЗ организуется с учетом
пункта 4 «Специальные условия проведения текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации учеников с ОВЗ» Положения о
формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости МБОУ
СОШ № 30.
Согласно пункту 5.6. Положения о формах, периодичности, порядке
текущего контроля успеваемости МБОУ СОШ № 30, неудовлетворительные
результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным
предметам, курсам, дисциплинам (модулям) и иным видам учебной
деятельности, предусмотренным учебным планом, или непрохождение
промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин
признаются академической задолженностью (ч. 2 ст. 58 Федерального закона
от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, обязаны
ликвидировать академическую
задолженность
по
соответствующим
учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки,
определяемые приказом директора школы на основании решения
педагогического совета, в пределах одного года с момента образования
академической задолженности. В указанный период не включается время
болезни обучающегося.
При устойчивой неуспеваемости по нескольким учебным предметам
обучающийся с ОВЗ (ЗПР) направляется на ПМПК с целью
уточнения/изменения ранее данных комиссией рекомендаций.

11


Наверх

На сайте используются файлы cookie.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».