Приложение № 1 к АООП НОО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) МБОУ СОШ № 30 принято на педагогическом совете протокол 29.08.2024г. № 1. УТВЕРЖДЕНО приказом директора МБОУ СОШ № 30 от 30.08.2024 № 166/01-07 «Об утверждении Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2)» УЧЕБНЫЙ ПЛАН адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 30» для 1-4 классов на 2024-2025 учебный год с.Клевакинское, Режевской городской округ 1 Пояснительная записка Учебный план МБОУ СОШ № 30 (далее – Учебный план), реализующей Адаптированную основную общеобразовательную программу начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (далее – АООП НОО обучающихся с ЗПР) по варианту 7.2, составлен в соответствии с ФАОП НОО для обучающихся с ОВЗ, утвержденной Приказом Министерства просвещения РФ от 24.11.2022г. № 1023, с учетом приказа Минпросвещения России от 17.07.2024 № 495 «О внесении изменений в некоторые приказы Минпросвещения РФ, касающиеся ФАОП», фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей и коррекционно-развивающей области, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план разработан на основе варианта № 1 федерального учебного плана для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) для образовательных организаций, в которых обучение ведется на русском языке. Учебный план фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение, по классам и учебным предметам. В учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционно-развивающая область. Содержание учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, обеспечивает целостное восприятие мира с учетом особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся с ЗПР. Коррекционно-развивающая область включена в структуру учебного плана с целью коррекции недостатков психофизического развития обучающихся. Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП НОО обучающихся с ЗПР, и учебное время, отводимое на их изучение по годам обучения. Обязательная часть отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с ЗПР: формирование социальных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; готовность обучающихся к продолжению образования на уровне основного общего образования; 2 формирование основ нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью. МБОУ СОШ № 30 самостоятельна в осуществлении образовательного процесса, в выборе видов деятельности по каждому предмету (предметнопрактическая деятельность, экскурсии). Во 2-4 классах определенные темы раздела «Правила безопасной жизнедеятельности» учебного предмета «Окружающий мир» изучаются с использованием материально-технического оснащения Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Такими темами являются: основы здорового образа жизни и культуры здоровья; опасности окружающего мира и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях и др. Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 часа в неделю в 4-м классе. На основании заявлений родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в учебном плане представлены модули «Основы православной культуры», «Основы религиозных культур народов России» и «Основы светской этики». Учебный предмет «Физическая культура» предметной области «Физическая культура» изучается 2 часа в неделю (68 часов в год). Третий час реализуется за счёт посещения обучающимися спортивного кружка дополнительного образования «Подвижные игры», предусматривающего физическую активность, а также за счет обязательного курса внеурочной деятельности «Ритмика». Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для обучающихся с ЗПР, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Данная часть учебного плана формировалась с учетом мнения родителей (законных представителей). На первом и втором годах обучения эта часть отсутствует. Время, отводимое на данную часть, внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся в данном учебном плане используется: на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части, а именно: *на увеличение часов по русскому языку в 3 и 4 классах - 1 час в неделю в каждом; *на увеличение часов по английскому языку в 3 и 4 классах - 1 час в 3 неделю в каждом; *на литературное чтение в 4 классе в объеме 1 час в неделю; на введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов: *во 2 классе введен английский язык в объеме 2 часа в неделю; на введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии: введение во 2 классе учебного курса «Развитие культуры речи» в объеме 1 час в неделю; в 3 классе учебного курса «Математическая грамотность» в объеме 1 час в неделю. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ЗПР учебного плана, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает величину максимально допустимой недельной образовательной нагрузки обучающихся в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями. Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная деятельность. В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное). Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательной организации. Коррекционно-развивающая область согласно требованиям ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ является обязательной частью внеурочной деятельности и представлена фронтальными и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и психокоррекционными), направленными на коррекцию дефекта и формирование навыков адаптации личности в современных жизненных условиях, а также групповыми занятиями по ритмике, направленными на коррекцию отклонений в развитии моторной деятельности обучающихся, развитие пространственных представлений, координации движений и улучшения осанки обучающихся. Выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение, содержание осуществляется образовательной организацией самостоятельно исходя из психофизических особенностей обучающихся с ЗПР на основании рекомендаций ПМПК и ИПРА (если имеется у обучающегося). Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию АООП НОО обучающихся с ЗПР. Распределение часов, предусмотренных на внеурочную деятельность, осуществляется следующим образом: недельная нагрузка не более 10 часов, 4 из них не менее 5 часов отводится на проведение коррекционных занятий (п. 3.4.16 Санитарно-эпидемиологических требований). Учебный план школы обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СП 2.4.3648-20 и предусматривает нормативный срок освоения АООП НОО ЗПР (вариант 7.2) - 5 лет (1-й дополнительный, 1 - 4 классы). Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения – пять дней. Пятидневная учебная неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся с ЗПР. Обучение проходит в одну смену. Продолжительность учебного года составляет 34 недели, на первом и втором годах обучения – 33 недели. Учебный год делится на четверти, продолжительность которых устанавливается календарным учебным графиком АООП НОО ЗПР (вариант 7.2). Часы коррекционно-развивающей области представлены групповыми и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и психокоррекционными), направленными на коррекцию недостатков психофизического развития обучающихся и восполнение пробелов в знаниях, а также групповыми занятиями по ритмике, направленными на коррекцию отклонений в развитии моторной деятельности обучающихся, развитие пространственных представлений, координации движений и улучшения осанки обучающихся. Количество часов в неделю указывается на одного учащегося. Коррекционно-развивающие занятия проводятся в течение учебного дня и во внеурочное время. На индивидуальные коррекционные занятия отводится до 25 минут, на групповые занятия – до 40 минут. Количество часов, отводимых в неделю на занятия внеурочной деятельностью, составляет не более 10 часов (в том числе не менее 5 часов в неделю на коррекционно-образовательную область в течение всего срока обучения на уровне начального общего образования) (п. 3.4.16 Санитарноэпидемиологических требований). Недельный учебный план НОО обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) Классы Количество часов в Всего неделю Учебные предметы 1 1 доп. 2 3 4 Русский язык 5 5 5 4 4 23 Литературное чтение 4 4 4 4 3 19 Иностранный язык Иностранный язык (английский) – – – 1 1 2 Математика и информатика Математика 4 4 4 4 4 20 Предметные области Русский язык и литературное чтение 5 Обществознание и естествознание Окружающий мир 2 2 2 2 2 10 Основы религиозных культур и светской этики Основы религиозных культур и светской этики – – – – 1 1 Музыка 1 1 1 1 1 5 Искусство Изобразительное искусство 1 1 1 1 1 5 Технология Труд (технология) 1 1 1 1 1 5 Физическая культура Физическая культура (Адаптивная физическая культура) 3 3 2 2 2 12 Итого 21 21 20 20 20 102 Часть, формируемая участниками образовательного процесса – – 3 3 3 Развитие культуры речи 1 - - Литературное чтение* - - 1* 1 Английский язык * 2* 1* 1* 4 Русский язык* - 1* 1* 2 Математическая грамотность - 1 Максимально допустимая недельная нагрузка (при пятидневной учебной неделе) 21 21 - 23 23 23 9 1 1 111 Формы промежуточной аттестации Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой (по итогам освоения АОП НОО) аттестации обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) Обучающиеся с ЗПР имеют право на прохождение текущей, промежуточной, итоговой аттестации освоения АООП НОО в иных формах с учетом возможных специфических трудностей обучающихся данной нозологии. Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой (по итогам освоения АОП НОО) аттестации обучающихся с ЗПР включают: - особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР; 6 - привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий); - присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности; - адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР: 1) упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению; 2) упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания; 3) дополнение письменной инструкции к заданию, при необходимости, зачитыванием педагогическим работником инструкции вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами; - адаптирование, при необходимости, текста задания с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению); - предоставление, при необходимости, дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию); - увеличение времени на выполнение заданий; - организация короткого перерыва (10-15 минут) при нарастании в поведении обучающегося проявлений утомления, истощения; - недопущение негативных реакций со стороны педагогического работника, создание ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию обучающегося. На итоговую оценку на уровне начального общего образования, результаты которой используются при принятии решения о возможности (или невозможности) продолжения обучения на следующем уровне образования, выносятся предметные, метапредметные результаты и результаты освоения программы коррекционной работы. Итоговая аттестация на уровне начального общего образования проводится с учетом возможных специфических трудностей обучающегося с ЗПР в овладении письмом, чтением или счетом. Вывод об успешности овладения содержанием АООП НОО обучающихся с ЗПР делается на основании положительной индивидуальной динамики. Формы промежуточной аттестации Предметы, курсы, модули Классы Формы промежуточной аттестации 7 Русский язык 2–4-й Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ Литературное чтение 2–4-й Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ 2–4-й Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ 2–4-й Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ 2–4-й Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ 4-й Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ 2–4-й Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ 2–4-й Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ 2–4-й Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ Физическая культура 2–4-й Средний балл по предмету за 4 четверти (годовая отметка) Развитие речи 2-й Средний балл по предмету за 4 четверти Иностранный язык (английский) Математика Окружающий мир Основы религиозных культур и светской этики Изобразительное искусство Музыка Труд (технология) 8 (годовая отметка) Математическая грамотность 3-й Средний балл по предмету за 4 четверти (годовая отметка) Спортивные игры 2–4-й Средний балл по предмету за 4 четверти (годовая отметка) Коррекционноразвивающие занятия: логопедические занятия 2–4-й Текущий мониторинг динамики развития 9