Учебный план для 1-4 классов МБОУ СОШ № 30 ОВЗ ЗПР 7.2, 2024-2025 (выписка из АООП НОО ОВЗ ЗПР 7.2.)

Приложение № 1
к АООП НОО для обучающихся с ЗПР
(вариант 7.2) МБОУ СОШ № 30
принято на педагогическом совете
протокол 29.08.2024г. № 1.
УТВЕРЖДЕНО приказом директора
МБОУ СОШ № 30 от 30.08.2024 №
166/01-07
«Об утверждении Адаптированной
основной общеобразовательной
программы начального общего
образования для обучающихся с ЗПР
(вариант 7.2)»

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования
для обучающихся с задержкой психического развития
(вариант 7.2)
Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 30»
для 1-4 классов
на 2024-2025 учебный год

с.Клевакинское, Режевской городской округ
1

Пояснительная записка
Учебный план МБОУ СОШ № 30 (далее – Учебный план),
реализующей Адаптированную основную общеобразовательную программу
начального общего образования обучающихся с задержкой психического
развития (далее – АООП НОО обучающихся с ЗПР) по варианту 7.2,
составлен в соответствии с ФАОП НОО для обучающихся с ОВЗ,
утвержденной Приказом Министерства просвещения РФ от 24.11.2022г. №
1023, с учетом приказа Минпросвещения России от 17.07.2024 № 495 «О
внесении изменений в некоторые приказы Минпросвещения РФ, касающиеся
ФАОП», фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной
нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей и
коррекционно-развивающей области, распределяет учебное время, отводимое
на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план разработан на основе варианта № 1 федерального
учебного плана для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) для образовательных
организаций, в которых обучение ведется на русском языке.
Учебный план фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем
аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных
предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их
освоение, по классам и учебным предметам.
В учебном плане представлены семь предметных областей и
коррекционно-развивающая область. Содержание учебных предметов,
входящих в состав каждой предметной области, обеспечивает целостное
восприятие мира с учетом особых образовательных потребностей и
возможностей обучающихся с ЗПР. Коррекционно-развивающая область
включена в структуру учебного плана с целью коррекции недостатков
психофизического развития обучающихся.
Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных
предметов обязательных предметных областей, которые должны быть
реализованы
во всех имеющих государственную аккредитацию
образовательных организациях, реализующих АООП НОО обучающихся с
ЗПР, и учебное время, отводимое на их изучение по годам обучения.
Обязательная часть отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования
обучающихся с ЗПР:

формирование социальных компетенций, обеспечивающих овладение
системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а
также его интеграцию в социальное окружение;

готовность обучающихся к продолжению образования на уровне
основного общего образования;
2

формирование
основ
нравственного
развития
обучающихся,
приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным
ценностям;

формирование здорового образа жизни, элементарных правил
поведения в экстремальных ситуациях;

личностное развитие обучающегося в соответствии с его
индивидуальностью.
МБОУ СОШ № 30 самостоятельна в осуществлении образовательного
процесса, в выборе видов деятельности по каждому предмету (предметнопрактическая деятельность, экскурсии).
Во 2-4 классах определенные темы раздела «Правила безопасной
жизнедеятельности» учебного предмета «Окружающий мир» изучаются с
использованием материально-технического оснащения Центра образования
цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Такими темами
являются:
 основы здорового образа жизни и культуры здоровья;
 опасности окружающего мира и защита человека в опасных и
чрезвычайных ситуациях и др.
Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской
этики» изучается в объеме 1 часа в неделю в 4-м классе. На основании
заявлений родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся в учебном плане представлены модули «Основы православной
культуры», «Основы религиозных культур народов России» и «Основы
светской этики».
Учебный предмет «Физическая культура» предметной области
«Физическая культура» изучается 2 часа в неделю (68 часов в год). Третий
час реализуется за счёт посещения обучающимися спортивного кружка
дополнительного образования «Подвижные игры», предусматривающего
физическую активность, а также за счет обязательного курса внеурочной
деятельности «Ритмика».
Часть
учебного
плана,
формируемая
участниками
образовательных
отношений,
обеспечивает
реализацию
особых
(специфических) образовательных потребностей, характерных для
обучающихся с ЗПР, а также индивидуальных потребностей каждого
обучающегося. Данная часть учебного плана формировалась с учетом мнения
родителей (законных представителей).
На первом и втором годах обучения эта часть отсутствует. Время,
отводимое на данную часть, внутри максимально допустимой недельной
нагрузки обучающихся в данном учебном плане используется:
 на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных
учебных предметов обязательной части, а именно: *на увеличение
часов по русскому языку в 3 и 4 классах - 1 час в неделю в каждом; *на
увеличение часов по английскому языку в 3 и 4 классах - 1 час в


3

неделю в каждом; *на литературное чтение в 4 классе в объеме 1 час в
неделю;
 на введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных
учебных предметов: *во 2 классе введен английский язык в объеме 2
часа в неделю;
 на введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и необходимую
коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии:
введение во 2 классе учебного курса «Развитие культуры речи» в
объеме 1 час в неделю; в 3 классе учебного курса «Математическая
грамотность» в объеме 1 час в неделю.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ЗПР
учебного плана, состоящего из обязательной части и части, формируемой
участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает
величину максимально допустимой недельной образовательной нагрузки
обучающихся в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.
Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная
деятельность. В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с
ОВЗ внеурочная деятельность организуется по направлениям развития
личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное,
общекультурное, спортивно-оздоровительное). Организация занятий по
направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью
образовательного процесса в образовательной организации.
Коррекционно-развивающая область согласно требованиям ФГОС
НОО обучающихся с ОВЗ является обязательной частью внеурочной
деятельности и представлена фронтальными и индивидуальными
коррекционно-развивающими
занятиями
(логопедическими
и
психокоррекционными), направленными на коррекцию дефекта и
формирование навыков адаптации личности в современных жизненных
условиях, а также групповыми занятиями по ритмике, направленными на
коррекцию отклонений в развитии моторной деятельности обучающихся,
развитие пространственных представлений, координации движений и
улучшения осанки обучающихся. Выбор коррекционно-развивающих курсов
для индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение,
содержание
осуществляется
образовательной
организацией
самостоятельно исходя из психофизических особенностей обучающихся с
ЗПР на основании рекомендаций ПМПК и ИПРА (если имеется у
обучающегося).
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при
определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но
учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на
реализацию АООП НОО обучающихся с ЗПР.
Распределение часов, предусмотренных на внеурочную деятельность,
осуществляется следующим образом: недельная нагрузка не более 10 часов,
4

из них не менее 5 часов отводится на проведение коррекционных занятий (п.
3.4.16 Санитарно-эпидемиологических требований).
Учебный план школы обеспечивает выполнение гигиенических
требований к режиму образовательного процесса, установленных СП
2.4.3648-20 и предусматривает нормативный срок освоения АООП НОО ЗПР
(вариант 7.2) - 5 лет (1-й дополнительный, 1 - 4 классы).
Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения – пять
дней. Пятидневная учебная неделя устанавливается в целях сохранения и
укрепления здоровья обучающихся с ЗПР. Обучение проходит в одну смену.
Продолжительность учебного года составляет 34 недели, на первом и втором
годах обучения – 33 недели. Учебный год делится на четверти,
продолжительность которых устанавливается календарным учебным
графиком АООП НОО ЗПР (вариант 7.2).
Часы коррекционно-развивающей области представлены групповыми и
индивидуальными
коррекционно-развивающими
занятиями
(логопедическими и психокоррекционными), направленными на коррекцию
недостатков психофизического развития обучающихся и восполнение
пробелов в знаниях, а также групповыми занятиями по ритмике,
направленными на коррекцию отклонений в развитии моторной
деятельности обучающихся, развитие пространственных представлений,
координации движений и улучшения осанки обучающихся. Количество часов
в неделю указывается на одного учащегося. Коррекционно-развивающие
занятия проводятся в течение учебного дня и во внеурочное время. На
индивидуальные коррекционные занятия отводится до 25 минут, на
групповые занятия – до 40 минут.
Количество часов, отводимых в неделю на занятия внеурочной
деятельностью, составляет не более 10 часов (в том числе не менее 5 часов в
неделю на коррекционно-образовательную область в течение всего срока
обучения на уровне начального общего образования) (п. 3.4.16 Санитарноэпидемиологических требований).
Недельный учебный план НОО обучающихся с ЗПР (вариант 7.2)
Классы

Количество часов в
Всего
неделю

Учебные предметы

1

1
доп.

2

3

4

Русский язык

5

5

5

4

4

23

Литературное чтение

4

4

4

4

3

19

Иностранный язык

Иностранный язык
(английский)

–

–

–

1

1

2

Математика и
информатика

Математика

4

4

4

4

4

20

Предметные
области
Русский язык и
литературное чтение

5

Обществознание и
естествознание

Окружающий мир

2

2

2

2

2

10

Основы религиозных
культур и светской
этики

Основы религиозных
культур и светской
этики

–

–

–

–

1

1

Музыка

1

1

1

1

1

5

Искусство

Изобразительное
искусство

1

1

1

1

1

5

Технология

Труд (технология)

1

1

1

1

1

5

Физическая культура

Физическая культура
(Адаптивная физическая
культура)

3

3

2

2

2

12

Итого

21

21

20 20 20

102

Часть, формируемая участниками
образовательного процесса

–

–

3

3

3

Развитие культуры речи

1

-

-

Литературное чтение*

-

-

1* 1

Английский язык *

2* 1* 1* 4

Русский язык*

-

1* 1* 2

Математическая грамотность

-

1

Максимально допустимая недельная нагрузка
(при пятидневной учебной неделе)

21

21

-

23 23 23

9
1

1
111

Формы промежуточной аттестации
Специальные условия проведения текущей, промежуточной и
итоговой (по итогам освоения АОП НОО) аттестации обучающихся с
ЗПР (вариант 7.2)
Обучающиеся с ЗПР имеют право на прохождение текущей,
промежуточной, итоговой аттестации освоения АООП НОО в иных формах с
учетом возможных специфических трудностей обучающихся данной
нозологии.
Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой
(по итогам освоения АОП НОО) аттестации обучающихся с ЗПР включают:
- особую форму организации аттестации (в малой группе,
индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и
индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР;
6

- привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие
привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов
общего хода выполнения заданий);
- присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;
- адаптирование инструкции с учетом особых образовательных
потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР:
1) упрощение формулировок по грамматическому и семантическому
оформлению;
2) упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на
короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость)
выполнения задания;
3) дополнение письменной инструкции к заданию, при необходимости,
зачитыванием педагогическим работником инструкции вслух в медленном
темпе с четкими смысловыми акцентами;
- адаптирование, при необходимости, текста задания с учетом особых
образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся
с ЗПР (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от
другого; упрощение формулировок задания по грамматическому и
семантическому оформлению);
- предоставление, при необходимости, дифференцированной помощи:
стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей
(привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы,
напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и
разъяснение инструкции к заданию);
- увеличение времени на выполнение заданий;
- организация короткого перерыва (10-15 минут) при нарастании в
поведении обучающегося проявлений утомления, истощения;
- недопущение негативных реакций со стороны педагогического
работника,
создание
ситуаций,
приводящих
к
эмоциональному
травмированию обучающегося.
На итоговую оценку на уровне начального общего образования,
результаты которой используются при принятии решения о возможности
(или невозможности) продолжения обучения на следующем уровне
образования, выносятся предметные, метапредметные результаты и
результаты освоения программы коррекционной работы.
Итоговая аттестация на уровне начального общего образования
проводится с учетом возможных специфических трудностей обучающегося с
ЗПР в овладении письмом, чтением или счетом.
Вывод об успешности овладения содержанием АООП НОО
обучающихся с ЗПР делается на основании положительной индивидуальной
динамики.
Формы промежуточной аттестации
Предметы,
курсы, модули

Классы

Формы промежуточной аттестации
7

Русский язык

2–4-й

Среднее арифметическое накопленных
текущих оценок и результатов
выполнения тематических проверочных
работ

Литературное чтение

2–4-й

Среднее арифметическое накопленных
текущих оценок и результатов
выполнения тематических проверочных
работ

2–4-й

Среднее арифметическое накопленных
текущих оценок и результатов
выполнения тематических проверочных
работ

2–4-й

Среднее арифметическое накопленных
текущих оценок и результатов
выполнения тематических проверочных
работ

2–4-й

Среднее арифметическое накопленных
текущих оценок и результатов
выполнения тематических проверочных
работ

4-й

Среднее арифметическое накопленных
текущих оценок и результатов
выполнения тематических проверочных
работ

2–4-й

Среднее арифметическое накопленных
текущих оценок и результатов
выполнения тематических проверочных
работ

2–4-й

Среднее арифметическое накопленных
текущих оценок и результатов
выполнения тематических проверочных
работ

2–4-й

Среднее арифметическое накопленных
текущих оценок и результатов
выполнения тематических проверочных
работ

Физическая культура

2–4-й

Средний балл по предмету за 4 четверти
(годовая отметка)

Развитие речи

2-й

Средний балл по предмету за 4 четверти

Иностранный язык
(английский)

Математика

Окружающий мир

Основы религиозных
культур и светской
этики
Изобразительное
искусство

Музыка

Труд (технология)

8

(годовая отметка)
Математическая
грамотность

3-й

Средний балл по предмету за 4 четверти
(годовая отметка)

Спортивные игры

2–4-й

Средний балл по предмету за 4 четверти
(годовая отметка)

Коррекционноразвивающие занятия:
логопедические занятия

2–4-й Текущий мониторинг динамики развития

9


Наверх

На сайте используются файлы cookie.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».