Приложение № 1 к АООП НОО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1) МБОУ СОШ № 30 принято на педагогическом совете протокол 29.08.2024г. № 1. УТВЕРЖДЕНО приказом директора МБОУ СОШ № 30 от 30.08.2024г. № 165/01-07 «Об утверждении Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1)» УЧЕБНЫЙ ПЛАН адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1) Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 30» для 1-4 классов на 2024-2025 учебный год с.Клевакинское, Режевской городской округ 1 Пояснительная записка Учебный план образовательной организации, реализующей адаптированную основную общеобразовательную программу начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (далее – АООП НОО обучающихся с ЗПР) по варианту 7.1, составлен в соответствии с ФАОП НОО для обучающихся с ОВЗ, утвержденной Приказом Министерства просвещения РФ от 24.11.2022г. № 1023, с учетом приказа Минпросвещения России от 17.07.2024 № 495 «О внесении изменений в некоторые приказы Минпросвещения РФ, касающиеся ФАОП», фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей и коррекционно-развивающей области, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов реализации. Учебный план соответствует действующему законодательству РФ в области образования, обеспечивает реализацию требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных действующими СП 2.4.3648-20 и СанПиН 1.2.3685-21. В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ учебный план АООП НОО по варианту 7.1 включает обязательные предметные области и коррекционно-развивающую область, входящую в состав внеурочной деятельности. Коррекционно-развивающая область включает коррекционные курсы, способствующие преодолению или ослаблению нарушений в развитии, коррекцию имеющихся недостатков с учетом психофизических особенностей обучающихся с ЗПР и их особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК и ИПР. Учебный план образовательной организации, реализующей АООП НОО обучающихся с ЗПР по варианту 7.1, состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. В соответствии с вариантом 7.1. ФАОП НОО обязательные предметные области и учебные предметы в учебном плане соответствуют положениям федерального учебного плана в ФОП НОО. Во внеурочную область федерального учебного плана включаются коррекционно-развивающие занятия по программе коррекционной работы в объеме 5 часов в неделю на одного обучающегося с ЗПР. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. В соответствии с ФГОС НОО 2 ОВЗ обучающихся по варианту 7.1. обязательные предметные области учебного плана и основные задачи реализации содержания предметных областей соответствуют ФГОС НОО. Обязательная часть учебного плана включает в себя следующие предметные области: 1. «Русский язык и литературное чтение». 2. «Иностранный язык». 3. «Математика и информатика». 4. «Обществознание и естествознание ("Окружающий мир")». 5. «Основы религиозных культур и светской этики». 6. «Искусство». 7. «Технология». 8. «Физическая культура». В школе языком образования является русский язык, и в соответствии с пунктом 32.1 ФГОС НОО изучение родного языка и литературного чтения на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, государственных языков республик Российской Федерации осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних. На первое сентября 2023 года таких заявлений от родителей (законных представителей) не поступило. Содержание образования предусматривает реализацию коррекционных подходов к обучению, способствующих освоению программного материала и коррекции имеющихся у обучающихся с ЗПР нарушений развития. Содержание образования при получении начального общего образования реализуется преимущественно за счет введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, системно-деятельностный подход и индивидуализацию обучения. Во 2-4 классах определенные темы раздела «Правила безопасной жизнедеятельности» учебного предмета «Окружающий мир» изучаются с использованием материально-технического оснащения Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Такими темами являются: основы здорового образа жизни и культуры здоровья; опасности окружающего мира и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях и др. Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 часа в неделю в 4-м классе. На основании заявлений родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в учебном плане представлены модули «Основы православной культуры», «Основы религиозных культур народов России» и «Основы светской этики». Учебный предмет «Физическая культура» предметной области «Физическая культура» изучается 2 часа в неделю (68 часов в год). Третий час реализуется за счёт посещения обучающимися спортивного кружка 3 дополнительного образования «Подвижные игры», предусматривающего физическую активность. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся с ЗПР. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, может быть использовано: на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные, на введение курсов, обеспечивающих особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, используется на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов, курсов, модулей из перечня, предлагаемого МБОУ СОШ № 30, по выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся: курс «Пишу красиво и правильно», 1-й класс (1 час в неделю), – учебный курс, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественнообразное мышление младших школьников, каллиграфическое письмо; курс «Развитие культуры речи», 2-й класс (1 час в неделю), – учебный курс в объеме 1 час во 2 классе с целью развития познавательной и коммуникативной компетенций обучающихся посредством формирования навыков смыслового чтения через организацию работы с текстом; курс «Математическая грамотность», 3-й класс (1 час в неделю), – учебный курс в объеме 1 час в 3 классе, главными целями которого являются формирование математической компетенции младшего школьника, способности определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Учебный план НОО обучающихся с ЗПР (вариант 7.1) Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю 1-й 2-й 3-й 4-й класс класс класс класс Всего Обязательная часть Русский язык и Русский язык 5 5 5 5 20 4 литературное чтение Литературное чтение 4 4 4 4 16 Иностранный язык Иностранный язык (английский) – 2 2 2 6 Математика и информатика Математика 4 4 4 4 16 2 2 2 2 8 Обществознание и естествознание («Окружающий мир») Окружающий мир Основы религиозных культур и светской этики Основы религиозных культур и светской этики – – – 1 1 1 1 1 1 4 Искусство Изобразительное искусство Музыка 1 1 1 1 4 Технология Труд (технология) 1 1 1 1 4 Физическая культура Физическая культура 2 2 2 2 8 20 22 22 23 87 Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений Учебные предметы, курсы, модули по выбору: 1 1 1 – 3 Русский язык и литература Пишу красиво и правильно 1 - - - 1 Развитие культуры речи - 1 - - 1 Математическая грамотность - - 1 - 1 Всего в неделю 21 23 23 23 90 Максимально допустимая недельная нагрузка (при пятидневной неделе) в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами 21 23 23 23 90 Математика и информатика 5 Учебные недели 33 34 34 34 135 Всего учебных часов на учебный период 693 782 782 782 3039 Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательной деятельности в образовательной организации. Образовательная организация предоставляет обучающимся возможность выбора занятий, направленных на их развитие, с учетом интересов и способностей школьников с ЗПР. Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС НОО ОВЗ организуется по следующим направлениям: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивнооздоровительное. Внеурочная деятельность включает коррекционно-развивающую область, поддерживающую процесс освоения содержания АООП НОО. Распределение часов, предусмотренных на внеурочную деятельность, осуществляется следующим образом: недельная нагрузка – 10 часов, из них 5 часов отводится на проведение коррекционно-развивающих занятий. Время, отводимое на внеурочную деятельность, за четыре года обучения составляет до 1350 часов. Часы коррекционно-развивающей области представлены групповыми и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями, направленными на обеспечение развития эмоционально-личностной сферы и коррекцию ее недостатков; познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекцию нарушений устной и письменной речи; восполнение образовательных дефицитов, психологопедагогическую поддержку в освоении АООП НОО. Коррекционные курсы коррекционно-развивающей области определяются на основании заключения ПМПК, могут дополняться рекомендациями школьного ППк с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Исходя из этого коррекционноразвивающая область включает: 1. Логопедические занятия по курсу «Коррекция и развитие устной речи, профилактика нарушения чтения и письма» в объеме 2 часов в неделю в 1-м классе. «Коррекция нарушений чтения и письма, обусловленная системным недоразвитием речи» в объеме 1 часа в неделю в 1-м классе и по 3 часа в неделю во 2–4-м классах. 2. Психокоррекционные занятия педагога-психолога по курсу «Развитие и коррекция регулятивных процессов и коммуникативной деятельности» в объеме 1 часа в неделю с 1-го по 4-й классы. Курс «Адаптационные психологические занятия», который представлен в ИУП в объеме 1 часа в неделю с 1-го по 4-й классы, направлен на адаптацию к 6 школьному обучению, принятию школьных правил и роли ученика, улучшение социального взаимодействия обучающихся. 3. Психокоррекционные занятия учителя-дефектолога по курсу «Коррекция и развитие учебно-познавательной деятельности/коррекция индивидуальных образовательных дефицитов» в объеме 2 часов в неделю и с распределением времени внутри указанных часов с учетом индивидуальных особенностей ребенка с ЗПР. Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР по варианту 7.1 определяет образовательная организация. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся. Формы промежуточной аттестации Освоение адаптированной основной образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), сопровождается промежуточной аттестацией обучающегося, проводимой в формах, определенных учебным планом, в том числе с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Промежуточная аттестация по всем учебным предметам, учебным курсам, учебным модулям проводится во 2-4 классах в соответствии с «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МБОУ СОШ № 30», в котором отражены специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой (по итогам освоения АООП НОО) аттестации обучающихся с ОВЗ. Все предметы обязательной части учебного плана, как и предметы из части, формируемой участниками образовательных отношений, оцениваются по пятибалльной системе. Оценивание младших школьников в течение первого года обучения осуществляются в форме словесных качественных оценок на критериальной основе, в форме письменных заключений учителя, по итогам проверки самостоятельных работ (без балльного оценивания). В конце учебного года (в мае) проводится комплексная проверочная работа, оценивающая уровень сформированности метапредметных результатов, без балльного оценивания. В соответствии с частью 17 статьи 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (Федеральный закон от 08.06.2020 № 164-ФЗ «О внесении изменений в статьи 71.1 и 108 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"») промежуточная аттестация может быть проведена с применением электронного обучения. Формы промежуточной и итоговой аттестации, в том числе текущего контроля успеваемости, устанавливаются с учетом психофизиологического состояния обучающегося. Форма контроля должна отражать, насколько достигнута цель обучения на каждом занятии. Не допускается завышение 7 оценок обучающимся во избежание формирования ложных представлений о результатах обучения. Объем времени, отведенного на промежуточную аттестацию обучающихся, определяется рабочими программами учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей и календарным учебным графиком начального общего образования. Формы промежуточной аттестации учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей представлены в таблице: Учебные предметы, курсы, модули Русский язык Литературное чтение Иностранный язык Математика Окружающий мир Класс Форма промежуточной аттестации 3 4 2 3 4 2 3 4 2 Контрольный диктант грамматическим заданием Контрольная работа Контрольная работа Проверочная работа Проверочная работа Контрольная работа Тест Тест Тест Итоговая контрольная работа 3 Итоговая контрольная работа 4 Итоговая контрольная работа 2 3 4 4 Проверочная работа Проверочная работа Проверочная работа Проектная работа 2 с Основы религиозных культур и светской этики Музыка 2-4 Проверочная (тестовая) работа Изобразительное 2-4 Проверочная (тестовая) работа искусство Труд (технология) 2-4 Проектная или практическая работа Физическая культура 2-4 Сдача нормативов, тестовая работа Развитие культуры речи 2 Творческая работа Математическая 3 Проверочная работа грамотность Во 2-4 классе в конце учебного года (в мае) проводится интегрированная комплексная работа, оценивающая уровень достижения метапредметных результатов (регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных УУД) 8 Согласно пункту 5.6. Положения о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости МБОУ СОШ № 30, неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) и иным видам учебной деятельности, предусмотренным учебным планом, или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью (ч. 2 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). При устойчивой неуспеваемости по нескольким учебным предметам обучающийся с ОВЗ (ЗПР) направляется на ПМПК с целью уточнения/изменения ранее данных комиссией рекомендаций. 9