22.04.2020
Рекомендации Минпросвещения России от 30.03.2020 № б/н
Читая форумы и чаты родителей, можно увидеть,
что в последнее время их все чаще захлестывают негативные эмоции. Дети и
родители, оказавшиеся в непривычных для них условиях дистанционного обучения,
сталкиваются с трудностями как технического, так и организационного характера.
И если такие трудности возникают даже у детей с условно нормативным развитием,
то как же быть мамам учеников с задержкой психического развития? Попробуем
разобраться в самых частых проблемах.
Прежде всего, родителям очень важно
выстроить траекторию занятости ребенка на день. Напомним, что ребенку с ЗПР
достаточно трудно долго удерживать активное внимание, контролировать свое
поведение, выполнять учебные задания, поэтому он постоянно стремится перейти в
игровую ситуацию. Характерной чертой этих детей является несамостоятельность в
действиях, сложность в подчинении новым требованиям, им нужен дополнительный
контроль со стороны взрослого. Таким образом, для смягчения новой нестандартной
ситуации рекомендуем начинать утро с описания того, как будет выстроен день,
какие формы заданий предстоит сделать, будет ли ребенок работать на компьютере
или задания будут письменными/устными, будет ли урок проводиться в режиме
видеоконференции или презентации. Важно озвучить ребенку, какова будет
последовательность занятий, кто будет ему помогать (мама, бабушка, частный
педагог, старший брат или сестра), а кто – контролировать (учитель или
самопроверка). Все эти меры помогут настроить ребенка на занятия, снизить
уровень тревожности, который у некоторых детей с ЗПР и так повышен в силу
особенностей их развития.
Исходя из описанных особенностей детей, мы
понимаем, что вариант дистанционного обучения, при котором учитель дает задание
через электронный дневник, а ребенок должен его выполнить и отправить обратно
на проверку, целиком ложится на плечи родителей, так как самоорганизовать себя
ребенок с ЗПР, особенно младшего школьного возраста, не может. Такому ребенку
больше подходит формат индивидуальных скайп-сессий. Поначалу очень важно, чтобы
родитель присутствовал рядом, контролируя уровень включенности ребенка в
образовательный процесс и помогая ему в организации деятельности.
Один из важных моментов, на который
родители часто не обращают должного внимания – это организация рабочего места
ребенка. У ученика с ЗПР имеются особенности развития произвольного внимания, и
без внешней помощи ему трудно сконцентрироваться. Во время обучения в боковые
поля зрения ребенка не должны попадать какие-либо отвлекающие предметы
(игрушки, книги, плакаты, журналы и т.д). На столе должно быть только то, что
необходимо ребенку для конкретного занятия. Например, если нужны лишь тетрадь и
две ручки (обычная и зеленая), не стоит оставлять перед ребенком пенал целиком
– важно помнить, что ему не очень хочется заниматься и он с большим удовольствием
будет что-то в нем искать, ронять, поднимать и т.д. Важно ограничить предметную
среду вокруг ребенка, чтобы занятие получилось продуктивным, а не растянутым. В
целях контроля ребенком времени, отведенного на выполнение задания, могут
использоваться, например, песочные часы.
Мотивация – это важный компонент любой
деятельности, в том числе и учебной. Чтобы ребенок действительно усваивал
информацию, важно, чтобы он хотел с ней познакомиться. Многим детям очень
нравится выполнять задания на компьютере, поэтому одним из «мотиваторов» может
быть предложение выполнить задание на компьютере после отработки правила
письменно и в рабочей тетрадке. Мотивирующим компонентом может быть также
игровой контекст. Например, в начале работы ребенку выдается паспорт гражданина
Узнавандии, на стену вешается карта Узнавандии. Президент Узнавандии знает о
школьных успехах ребенка и просит его о помощи. Выполняя задания, ребенок
помогает местным жителям справляться с их проблемами. Другой вариант: за
успешно выполненные задания ребенку вручаются золотые монетки (вырезанные из
бумаги), складываемые им в «сундук», который необходимо наполнить, чтобы
получился целый клад. Возможны и какие-то подвижные игры на внимание (например,
огонь-лед, море волнуется, растущее дерево и т.д.). Все зависит от Вашей
фантазии и интересов ребенка.
Дети с ЗПР очень быстро истощаются, поэтому
важно дозировать нагрузку, ориентируясь на признаки поведения ребенка,
указывающие на изменение его психофизического состояния. Такими признаками
могут быть недомогание, слабость, быстро наступающее утомление или, наоборот,
перевозбуждение, которое может проявляться в виде телесной расторможенности.
Важно устраивать паузы активного отдыха с легкими физическими упражнениями и
расслаблением.
Следует помнить, что для ребенка с ЗПР даже
при дистанционной форме обучения в содержание образования необходимо включать
коррекционно-развивающий компонент. Это может быть, в частности, выполнение
задания на карточках, например, на развитие внимания, мышления, памяти, которые
может подготовить учитель совместно с психологом.
Еще один существенный компонент
дистанционного образования – это эмоциональный фон, с которым родитель и
учитель организуют дистанционную форму обучения. Важно не забывать об
особенностях своего ребенка, всячески поддерживать его, не требовать от него
полной самостоятельности в самоорганизации и при выполнении домашнего задания,
поощрять любые проявления инициативы, попытки сформулировать свое непонимание
задачи, желание обратиться за помощью. Следует помнить, что при необходимости,
в случае возникновения трудностей, родитель или учитель должны подключить к
решению проблемы школьного психолога. Самое
главное – не допустить, чтобы дистанционное обучение ребенка с ЗПР стало
формальным, при котором в силу разных причин задания за ребенка делают
родители.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 22.04.2020
Дата обновления: 22.04.2020
Дата публикации: 22.04.2020