1
Пояснительная записка
Учебный план АООП ООО для обучающихся с задержкой
психического развития (вариант 7) МБОУ СОШ № 30 (далее – Учебный
план) в целом соответствует обязательным требованиям ФГОС ООО и ФОП
ООО, в том числе требованиям о включении во внеурочную деятельность
коррекционных курсов по Программе коррекционной работы.
Учебный план фиксирует максимальный объем учебной нагрузки
обучающихся с ЗПР; определяет (регламентирует) перечень учебных
предметов, курсов и время, отводимое на их освоение и организацию;
распределяет учебные предметы, курсы, модули по классам и учебным
годам.
В основу учебного плана положен вариант № 1 федерального учебного
плана основного общего образования обучающихся с ЗПР Федеральной
адаптированной образовательной программы основного общего образования
для обучающихся с ОВЗ, утвержденной приказом Минпросвещения от
24.11.2022 № 1025, с учетом с учетом приказа Минпросвещения России от
17.07.2024 № 495 «О внесении изменений в некоторые приказы
Минпросвещения РФ, касающиеся ФАОП», предназначенный для
образовательных организаций, в которых обучение ведется на русском языке
в режиме пятидневной учебной недели.
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных
предметов, обязательных для всех имеющих по данной программе
государственную аккредитацию образовательных организаций, реализующих
образовательную программу основного общего образования, и учебное
время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
В учебный план входят следующие обязательные для изучения
предметные области и учебные предметы:
Предметные области
Русский язык и литература
Учебные предметы
Русский язык, Литература
Родной язык и родная литература
Естественнонаучные предметы
Родной язык и (или) государственный
язык республики Российской Федерации,
Родная литература
Иностранный язык,
Второй иностранный язык
Математика, Информатика
История, Обществознание,
География
Физика, Химия, Биология
Искусство
Изобразительное искусство, Музыка
Иностранные языки
Математика и информатика
Общественно-научные предметы
2
Технология
Основы безопасности и защиты и
Родины
Физическая культура
Труд (технология)
Основы безопасности и защиты и
Родины
Физическая культура
Учебный
план
обеспечивает
преподавание
и
изучение
государственного языка Российской Федерации.
Предметная область «Родной язык и родная литература»: изучение
русского языка как родного и родной литературы (русской) в учебном плане
не предусмотрено, так как в своих заявлениях родители (законные
представители) обучающихся МБОУ СОШ № 30 перед началом нового
учебного года не выразили желания изучать предметы «Родной язык
(русский)» и «Родная литература (русская)» в связи с тем, что на языке
образования (русском) изучаются обязательные учебные предметы «Русский
язык» и «Литература».
Предметная область «Иностранные языки»: изучение учебного
предмета «Второй иностранный язык» в учебном плане не предусмотрено,
так как отсутствует выбор данного предмета в заявлениях родителей
(законных представителей), а также отсутствуют необходимые условия в
школе.
В рамках учебного предмета «Математика» предусмотрено изучение
учебных курсов «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика».
Достижение обучающимися планируемых результатов освоения
программы основного общего образования по учебному предмету
"Математика" в рамках государственной итоговой аттестации включает
результаты освоения рабочих программ учебных курсов "Алгебра",
"Геометрия", "Вероятность и статистика".
Учебный предмет «История» в рамках обязательной предметной
области «Общественно-научные предметы» включает в себя учебные курсы
«История России» и «Всеобщая история», на которые суммарно отводится по
2 часа в неделю в 8–9-х классах. В 9-м классе в соответствии с ФОП ООО в
учебный предмет «История», помимо учебных курсов «История России» и
«Всеобщая история», интегрирован модуль «Введение в новейшую историю
России» в объеме 17 часов (0,5 часа).
В 5-7 классах учебный предмет "История" включает в себя учебные
курсы "История России", "Всеобщая история" и "История нашего края".
Учебный предмет «Физическая культура» предметной области
«Физическая культура» изучается 2 часа в неделю (68 часов в год).
Часть
учебного
плана,
формируемая
участниками
образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение
учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей по выбору
обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся, в том числе введение специально разработанных учебных
3
курсов,
обеспечивающих
интересы
и
потребности
участников
образовательных отношений, а именно:
с целью формирования функциональной грамотности в часть,
формируемую участниками образовательных отношений, включены учебные
курсы «Функциональная грамотность» в 5 классе (1 час в неделю), «Трудные
вопросы русского языка» в 8 классе (1 час в неделю), в 9 классе
«Читательская грамотность» (0,5 часа в неделю) и «Естественно-научная
грамотность» в 7 классе (1 час в неделю);
в 5,6,7 классах введен практический учебный курс «Основы
безопасности и защиты Родины» (далее ОБЗР), содержание которого
реализуется через использование материально-технического оснащения
Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», в
объеме 1 час в неделю в каждом классе. ОБЗР входит в предметную область
«Основы безопасности и защиты Родины», является обязательным для
изучения на уровне основного общего образования. Изучение ОБЗР
направлено на обеспечение формирования готовности к защите Отечества и
базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности, что
способствует освоению обучающимися знаний и умений, позволяющих
подготовиться к военной службе, и выработке у обучающихся умений
распознавать угрозы, избегать опасности, нейтрализовать конфликтные
ситуации, решать сложные вопросы социального характера, грамотно вести
себя в чрезвычайных ситуациях;
в 8 классе учебный курс «Экономика» в объеме 1 час, направленный на
освоение обучающимися на уровне функциональной грамотности системы
знаний, необходимых для социальной и экономической адаптации; на
воспитание ответственности за экономические решения, уважение к труду.
Формируемая часть учебного плана в 5-9 классах включает следующие
курсы внеурочной деятельности:
 Разговоры о важном» в 5-9 классах (1 час в неделю);
 «Россия – мои горизонты» в 5-9 классах (по 1 часу в неделю в
каждом);
 «Математическая грамотность» в 6-7 классах (1 час в неделю);
 «Совершенствуй свой китайский язык» в 5-9 классах (1 час в
неделю);
 «Загадки русского языка» в 5 классе (1 час в неделю);
 «Физика детям» в 6-7 классах (1 час в неделю);
 «Спортивные игры» в 5-9 классах (1 час в неделю);
 «Искусственный интеллект» в 5 классе (1 час в неделю);
 «Волонтерский отряд «Взгляд в будущее» в 5-9 классах (1 час в
неделю);
 «Проектная мастерская» в 8-9 классах (в 8 классе 1 час в неделю, в
9 классе 0,5 часа);
 «Практикум по решению математических задач» в 8-9 классах (по
1 часу в неделю в каждом);
4
 «Естественно-научная грамотность» в 5,6,8,9 классах (по 1 часу в
неделю в каждом);
 Подготовка к ОГЭ в 9 классе;
 «Читательская грамотность» в 6-8 классах (по 1 часу в неделю в
каждом).
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при
определении максимально допустимой недельной учебной нагрузки
обучающихся.
Формы организации образовательной деятельности, чередование
урочной и внеурочной деятельности при реализации основной
образовательной программы основного общего образования определяет
МБОУ СОШ № 30.
Суммарный объем домашнего задания по всем предметам для каждого
класса не превышает продолжительности выполнения 2 часа – для 5-го
класса, 2,5 часа – для 6–8-х классов, 3,5 часа – для 9-го класса.
Образовательной организацией осуществляется координация и контроль
объема домашнего задания обучающихся каждого класса по всем предметам
в соответствии с Гигиеническими нормативами.
Домашнее задание на следующий урок задается на текущем уроке,
дублируется в электронном журнале не позднее времени окончания учебного
дня – 16.00. Для выполнения задания, требующего длительной подготовки
(например, подготовка доклада, реферата, оформление презентации,
заучивание стихотворений), предоставляется достаточное количество
времени.
Использование электронных средств обучения в ходе реализации
образовательной деятельности, включая выполнение домашних заданий,
внеурочную деятельность, проводится в соответствии с Санитарноэпидемиологическими требованиями и Гигиеническими нормативами.
Продолжительность учебного года в 5-9 классах составляет 34 учебные
недели (в 9 классе без учета ГИА). Дата окончания учебного года для 9
класса определяется в соответствии с расписанием государственной итоговой
аттестации (ГИА). Сроки проведения ГИА обучающихся устанавливают
Минпросвещения и Рособрнадзор.
Учебные занятия для учащихся 5-9 классов проводятся по 5-ти дневной
учебной неделе. Продолжительность урока – 40 минут. Продолжительность
каникул составляет не менее 7 календарных дней.
Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю
составляет в 5 классе – 29 часов, в 6 классе – 30 часов, в 7 классе – 32 часа, в
8-9 классах – 33 часа.
Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5338
академических часов и более 5848 академических часов.
Учебный план МБОУ СОШ № 30 для получения основного общего
образования составлен с учетом кадровых условий и образовательных
потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей).
5
Учебный план для обучающихся ОВЗ ЗПР (вариант 7) 5-9 классов
(недельный)
2025-2026 учебный год
Предметные
области
Учебные
предметы
Количество часов в неделю
Классы
Обязательная
часть
Русский язык и Русский язык
литература
Литература
Иностранные
Иностранный язык
языки
(английский)
Математика
и Математика
информатика
Алгебра
Общественнонаучные
предметы
Естественнонаучные
предметы
Искусство
Геометрия
Вероятность
и
статистика
Информатика
История
Обществознание
География
Физика
Химия
Биология
Изобразительное
искусство
Музыка
Труд (технология)
Основы
безопасности и
защиты и Родины
V
VI
VII
VIII
IX
Всег
о
5
3
6
3
4
2
3
2
3
3
21
13
3
3
3
3
3
15
5
-
5
-
3
2
3
2
3
2
10
9
6
3
1
1
3
1
1
1
1
3
2
2
1
1
1
2
1
2
2
2
2
1
1
2,5
1
2
3
2
2
3
3
13,5
2
8
7
4
7
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
1
3
4
8
Технология
Основы
безопасности и
защиты и
Родины
1
1
2
Физическая
Физическая
культура
культура*
2
2
2
2
2
10
Итого
27
28
30
31 32,5 148,5
Часть ООП, формируемая участниками образовательных отношений
Итого часов части, формируемой
участниками
образовательных
отношений
2
2
2
2
0,5
8,5
Русский язык Трудные
вопросы
и литература
русского языка
1
1
6
Естественнонаучные
предметы
Общественнонаучные
предметы
Читательская
грамотность
Учебный
курс
«Основы
духовнонравственной
культуры
народов
России»
Естественно-научная
грамотность
0,5
-
-
-
-
0,5
1
-
1
-
-
-
-
-
1
-
-
-
-
-
1
-
Экономика
Функциональная
грамотность
Основы
Основы безопасности
безопасности и и защиты и Родины
защиты и
Родины
ИТОГО
Учебные недели
Всего часов
1
1
1
1
-
-
1
-
-
-
-
3
1
1
29
34
986
30
32
33
33
157
34
34
34
34
1020 1088 1122 1122 5338
*Для обучающихся с ЗПР, физическое развитие которых приближается
или соответствует возрастной норме, образовательная организация по
согласованию с родителями (их законными представителями) обучающегося
вправе делать выбор между учебным предметом "Физическая культура" и
"Адаптивная физическая культура".
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности
является неотъемлемой частью образовательной деятельности в
образовательной организации. Образовательная организация предоставляет
обучающимся возможность выбора занятий, направленных на их развитие, с
учетом интересов и способностей школьников с ЗПР.
Внеурочная деятельность включает коррекционно-развивающую
область, поддерживающую процесс освоения содержания АООП ООО.
Распределение часов, предусмотренных на внеурочную деятельность,
осуществляется следующим образом: недельная нагрузка – 10 часов, из них 5
часов отводится на проведение коррекционно-развивающих занятий. Время,
отводимое на внеурочную деятельность, за четыре года обучения составляет
до 1350 часов.
Часы
коррекционно-развивающей
области
представлены
групповыми и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями,
направленными на обеспечение развития эмоционально-личностной сферы и
7
коррекцию ее недостатков; познавательной деятельности и целенаправленное
формирование высших психических функций; формирование произвольной
регуляции деятельности и поведения; коррекцию нарушений устной и
письменной речи; восполнение образовательных дефицитов, психологопедагогическую поддержку в освоении АООП ООО.
Коррекционные
курсы
коррекционно-развивающей
области
определяются на основании заключения ПМПК, могут дополняться
рекомендациями школьного ППк с учетом особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР. Исходя из этого коррекционноразвивающая область включает:
Коррекционный
курс
«Коррекционно-развивающие
занятия:
психокоррекционные (психологические и дефектологические» - 3 часа в
неделю на каждого обучающегося с ЗПР).
Коррекционный курс «Логопедические занятия» - 2 часа в неделю (на
каждого обучающегося с ЗПР).
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации
АООП ООО обучающихся с ЗПР по варианту 7 определяет образовательная
организация.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при
определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся.
Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация по всем учебным предметам, учебным
курсам, учебным модулям проводится в 5-9 классах в соответствии с
«Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МБОУ СОШ №
30».
Промежуточная аттестация – установление уровня освоения основной
образовательной программы начального общего образования всего объема
учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы
за учебный год (годовое оценивание).
Все предметы обязательной части учебного плана, как и предметы из
части, формируемой участниками образовательных отношений, оцениваются
по пятибалльной системе.
Освоение основных образовательных программ основного общего
образования завершается итоговой аттестацией. Нормативный срок освоения
ООП ООО составляет 5 лет.
В соответствии с частью 17 статьи 108 Федерального закона «Об
образовании в Российской Федерации» (Федеральный закон от 08.06.2020 №
164-ФЗ «О внесении изменений в статьи 71.1 и 108 Федерального закона "Об
образовании в Российской Федерации"») промежуточная аттестация может
быть проведена с применением электронного обучения.
Освоение адаптированной основной образовательной программы, в том
числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса,
дисциплины (модуля), сопровождается промежуточной аттестацией
8
обучающегося, проводимой в формах, определенных учебным планом, в том
числе с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
Объем времени, отведенного на промежуточную аттестацию
обучающихся, определяется рабочими программами учебных предметов,
учебных курсов, учебных модулей и календарным учебным графиком
основного общего образования.
Формы промежуточной аттестации учебных предметов, учебных курсов,
учебных модулей представлены в таблице:
Классы
Учебные
предметы
Русский язык
Литература
Иностранный
язык
(английский)
Математика
Алгебра
Геометрия
Вероятность и
статистика
Информатика
История
Обществознан
ие
5
6
7
8
9
Итоговая
контрольная
работа/годов
ая отметка
Итоговая
контрольная
работа/годов
ая отметка
Итоговая
контрольная
работа/годов
ая отметка
Итоговая
контрольная
работа/годов
ая отметка
Не
изучается
Итоговая
Итоговая
Итоговая
Итоговая
контрольная контрольная контрольная контрольная
работа/годов работа/годов работа/годов работа/годов
ая отметка
ая отметка
ая отметка
ая отметка
Итоговая
Итоговая
Итоговая
Итоговая
контрольная контрольная контрольная контрольная
работа/годов работа/годов работа/годов работа/годов
ая отметка
ая отметка
ая отметка
ая отметка
Итоговая
Итоговая
Итоговая
Итоговая
контрольная контрольная контрольная контрольная
работа/годов работа/годов работа/годов работа/годов
ая отметка
ая отметка
ая отметка
ая отметка
Итоговая
контрольная
работа/годов
ая отметка
Не
Итоговая
Итоговая
Итоговая
контрольная
контрольная
контрольная
изучается
работа/годов работа/годов работа/годов
ая отметка
ая отметка
ая отметка
Не
Не
Итоговая
Итоговая
Итоговая
контрольная
контрольная
контрольная
изучается
изучается
работа/годов работа/годов работа/годов
ая отметка
ая отметка
ая отметка
Не
Не
Итоговая
Итоговая
Итоговая
контрольная
контрольная
контрольная
изучается
изучается
работа/годов работа/годов работа/годов
ая отметка
ая отметка
ая отметка
Не
Не
Итоговая
Итоговая
Итоговая
контрольная
контрольная
контрольная
изучается
изучается
работа/годов работа/годов работа/годов
ая отметка
ая отметка
ая отметка
Итоговая
Итоговая
Итоговая
Итоговая
Итоговая
контрольная контрольная контрольная контрольная контрольная
работа/годов работа/годов работа/годов работа/годов работа/годов
ая отметка
ая отметка
ая отметка
ая отметка
ая отметка
Не
Не
Не
Итоговая
Итоговая
изучается
контрольная
контрольная
изучается
изучается
работа/годов работа/годов
9
География
Физика
Химия
Биология
Музыка
ИЗО
Труд
(технология)
ОБЗР
Физическая
культура
Трудные
вопросы
русского
языка
Читательская
грамотность
Естественнонаучная
грамотность
Функциональ
ная
Итоговая
Итоговая
Итоговая
контрольная контрольная контрольная
работа/годов работа/годов работа/годов
ая отметка
ая отметка
ая отметка
Не
Не
Итоговая
контрольная
изучается
изучается
работа/годов
ая отметка
Не
Не
Не
изучается
изучается
изучается
ая отметка
Итоговая
контрольная
работа/годов
ая отметка
Итоговая
контрольная
работа/годов
ая отметка
Итоговая
контрольная
работа/годов
ая отметка
Итоговая
контрольная
работа/годов
ая отметка
Итоговая
контрольная
работа/годов
ая отметка
Не
изучается
ая отметка
Итоговая
контрольная
работа/годов
ая отметка
Итоговая
контрольная
работа/годов
ая отметка
Итоговая
контрольная
работа/годов
ая отметка
Итоговая
контрольная
работа/годов
ая отметка
Не
изучается
Итоговая
контрольная
работа/годов
ая отметка
Итоговая
контрольная
работа/годов
ая отметка
Итоговая
контрольная
работа/годов
ая отметка
Творческая
или
проектная
работа/годов
ая отметка
Контрольна
я работа
(тест)
/годовая
отметка
Сдача
нормативов,
тест/годовая
отметка
Не
изучается
Итоговая
контрольная
работа/годов
ая отметка
Итоговая
контрольная
работа/годов
ая отметка
Итоговая
контрольная
работа/годов
ая отметка
Творческая
или
проектная
работа/годов
ая отметка
Контрольна
я работа
(тест)
/годовая
отметка
Сдача
нормативов,
тест/годовая
отметка
Не
изучается
Итоговая
контрольная
работа/годов
ая отметка
Итоговая
контрольная
работа/годов
ая отметка
Итоговая
Не
контрольная
изучается
работа/годов
ая отметка
Творческая
Творческая
Творческая
или
или
или
проектная
проектная
проектная
работа/годов работа/годов работа/годов
ая отметка
ая отметка
ая отметка
Контрольна Контрольна Контрольна
я работа
я работа
я работа
(тест)
(тест)
(тест)
/годовая
/годовая
отметка
отметка
Сдача
Сдача
Сдача
нормативов, нормативов, нормативов,
тест/годовая тест/годовая тест/годовая
отметка
отметка
отметка
Не
Годовая
отметка
изучается
Не
изучается
Не
изучается
Не
изучается
Не
изучается
Годовая
отметка
Не
изучается
Не
изучается
Годовая
отметка
Не
изучается
Не
изучается
Годовая
отметка
Не
Не
Не
Не
10
грамотность
изучается
изучается
изучается
изучается
Не
изучается
Годовая
отметка
Не
изучается
Экономика
Не
изучается
Не
изучается
ОДНКНР
Не
изучается
Годовая
отметка
Не
изучается
Не
изучается
Не
изучается
*В 9 классе предусмотрены итоговое устное собеседование по
русскому языку как условие допуска обучающихся к государственной
итоговой аттестации, защита индивидуального проекта в 9 классе (вторая
четверть учебного года) – отметка зачет/незачет.
Промежуточная аттестация обучающихся с ОВЗ организуется с учетом
пункта 4 «Специальные условия проведения текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации учеников с ОВЗ» Положения о
формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости МБОУ
СОШ № 30.
Согласно пункту 5.6. Положения о формах, периодичности, порядке
текущего контроля успеваемости МБОУ СОШ № 30, неудовлетворительные
результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным
предметам, курсам, дисциплинам (модулям) и иным видам учебной
деятельности, предусмотренным учебным планом, или непрохождение
промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин
признаются академической задолженностью (ч. 2 ст. 58 Федерального закона
от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, обязаны
ликвидировать академическую
задолженность
по
соответствующим
учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки,
определяемые приказом директора школы на основании решения
педагогического совета, в пределах одного года с момента образования
академической задолженности. В указанный период не включается время
болезни обучающегося.
При устойчивой неуспеваемости по нескольким учебным предметам
обучающийся с ОВЗ (ЗПР) направляется на ПМПК с целью
уточнения/изменения ранее данных комиссией рекомендаций.
11