Учебный план для обучающихся ОВЗ ЗПР 5-8 класса на 2023-2024 уч.год с учетом ФАОП ООО (выписка из АООП ООО)

1

Пояснительная записка
Учебный план АООП ООО для обучающихся с задержкой
психического развития (вариант 7) МБОУ СОШ № 30 (далее – Учебный
план) в целом соответствует обязательным требованиям ФГОС ООО и ФОП
ООО, в том числе требованиям о включении во внеурочную деятельность
коррекционных курсов по Программе коррекционной работы.
Учебный план фиксирует максимальный объем учебной нагрузки
обучающихся с ЗПР; определяет (регламентирует) перечень учебных
предметов, курсов и время, отводимое на их освоение и организацию;
распределяет учебные предметы, курсы, модули по классам и учебным
годам.
В основу учебного плана положен вариант федерального учебного
плана основного общего образования обучающихся с ЗПР № 1 Федеральной
адаптированной образовательной программы основного общего образования
для обучающихся с ОВЗ, утвержденной приказом Минпросвещения от
24.11.2022 № 1025. Вариант № 1 предназначен для образовательных
организаций, в которых обучение ведется на русском языке в режиме
пятидневной учебной недели.
Досрочный переход в 7 и 8 классах на ФГОС ООО, утвержденный
приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 №287, осуществлен на
основании заявлений родителей (законных представителей) обучающихся 7 и
8 классов.
Нормативно-правовая база учебного плана
Учебный план МБОУ СОШ № 30 разработан на основе следующих
документов:




Конституции Российской Федерации (ст.43);
Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.
2012 N 273-ФЗ (глава 2 ст.11, 12, 13, 14, 18); Закона Свердловской
области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской
области»;

Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным
общеобразовательным
программам
–
образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от
22.03.2021 № 115 (актуальная редакция с учетом последних изменений);

Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 31.05.2021 N 287 (зарегистрирован в
Минюст России от 05.07.2021 №64101) (актуальная редакция с учетом
последних изменений);

СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утвержденные постановлением главного государственного
2











санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания», утвержденные постановлением Главного государственного
санитарного врача России от 28.01.2021;
Приказа Минпросвещения от 21.09.2022 № 858 «Об утверждении
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность, и установления предельного срока использования
исключенных учебников» (актуальная редакция с учетом последних
изменений);
Приказа Министерства образования и науки РФ от 9 июня 2016 г. № 699
«Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных
пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования»;
Федеральной адаптированной образовательной программы основного
общего образования для обучающихся с ОВЗ, утвержденной приказом
Минпросвещения от 24.11.2022 № 1025;
Адаптированной образовательной программы основного общего
образования для обучающихся с ЗПР (вариант 7) МБОУ СОШ № 30;
Устава МБОУ СОШ № 30.
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных
предметов, обязательных для всех имеющих по данной программе
государственную аккредитацию образовательных организаций, реализующих
образовательную программу основного общего образования, и учебное
время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
В учебный план входят следующие обязательные для изучения
предметные области и учебные предметы:
Предметные области
Русский язык и литература

Учебные предметы
Русский язык, Литература

Родной язык и родная литература

Родной язык и (или) государственный
язык республики Российской Федерации,
Родная литература
Иностранный язык,
Второй иностранный язык
Математика, Информатика

Иностранные языки
Математика и информатика

3

Общественно-научные предметы
Естественнонаучные предметы

История, Обществознание,
География
Физика, Химия, Биология

Основы духовно-нравственной
культуры народов России
Искусство
Технология
Физическая культура и основы
безопасности жизнедеятельности

Основы духовно-нравственной культуры
народов России
Изобразительное искусство, Музыка
Технология
Физическая культура, Основы
безопасности жизнедеятельности

Учебный
план
обеспечивает
преподавание
и
изучение
государственного языка Российской Федерации.
Предметная область «Родной язык и родная литература»: изучение
русского языка как родного и родной литературы (русской) в учебном плане
не предусмотрено, так как в своих заявлениях родители (законные
представители) обучающихся МБОУ СОШ № 30 перед началом нового
учебного года (в срок до 1 сентября 2023 года) не выразили желания изучать
предметы «Родной язык (русский)» и «Родная литература (русская)» в связи с
тем, что на языке образования (русском) изучаются обязательные учебные
предметы «Русский язык» и «Литература».
Предметная область «Иностранные языки»: изучение учебного
предмета «Второй иностранный язык» в учебном плане не предусмотрено,
так как отсутствует выбор данного предмета в заявлениях родителей
(законных представителей), а также отсутствуют необходимые условия в
школе.
В рамках учебного предмета «Математика» предусмотрено изучение
учебных курсов «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика».
Достижение обучающимися планируемых результатов освоения
программы основного общего образования по учебному предмету
"Математика" в рамках государственной итоговой аттестации включает
результаты освоения рабочих программ учебных курсов "Алгебра",
"Геометрия", "Вероятность и статистика".
Учебный предмет «История» в рамках обязательной предметной
области «Общественно-научные предметы» включает в себя учебные курсы
«История России» и «Всеобщая история», на которые суммарно отводится по
2 часа в неделю в 5–9-х классах. В 9-м классе в соответствии с ФОП ООО в
учебный предмет «История», помимо учебных курсов «История России» и
«Всеобщая история», включен модуль «Введение в новейшую историю
России» в объеме 17 часов (0,5 часа).
Для обучающихся с ЗПР, физическое развитие которых приближается
или соответствует возрастной норме, образовательная организация по
согласованию с родителями (их законными представителями) обучающегося
вправе делать выбор между учебным предметом "Физическая культура" и
"Адаптивная физическая культура".
4

Учебный предмет «Физическая культура» предметной области
«Физическая культура» изучается 2 часа в неделю (68 часов в год). Третий
час реализуется за счёт посещения обучающимися курса внеурочной
деятельности «Спортивные игры», предусматривающего физическую
активность.
Часть
учебного
плана,
формируемая
участниками
образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение
учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей по выбору
обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся, в том числе введение специально разработанных учебных
курсов,
обеспечивающих
интересы
и
потребности
участников
образовательных отношений, а именно:
с целью формирования функциональной грамотности в часть,
формируемую участниками образовательных отношений, включены учебные
курсы «Читательская грамотность» в 5 классе (1 час в неделю) и
«Естественно-научная грамотность» в 7 классе (1 час в неделю);
в 5,6,7 классах введен практический учебный курс «Культура
безопасности жизнедеятельности», содержание которого реализуется через
использование материально-технического оснащения Центра образования
цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», в объеме 1 час в неделю
в каждом классе. Данный учебный курс направлен на основательное и
последовательное изучение вопросов, связанных с обеспечением
безопасности личности, общества и государства в повседневных условиях, в
опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального
характера;
в 8 классе с целью усиления практической направленности и
подготовки к итоговому собеседованию введен учебный курс «Трудные
вопросы русского языка» в объеме 1 час, а также учебный курс «Экономика»
в объеме 1 час, направленный на освоение обучающимися на уровне
функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной
и экономической адаптации; на воспитание ответственности за
экономические решения, уважение к труду.
Продолжительность учебного года в 5-8 классах составляет 34 учебные
недели. Дата окончания учебного года для 9 класса определяется в
соответствии с расписанием государственной итоговой аттестации (ГИА).
Сроки проведения ГИА обучающихся устанавливают Минпросвещения и
Рособрнадзор.
Учебные занятия для учащихся 5-9 классов проводятся по 5-ти дневной
учебной неделе. Продолжительность урока – 40 минут. Продолжительность
каникул составляет не менее 7 календарных дней.
Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю
составляет в 5 классе – 29 часов, в 6 классе – 30 часов, в 7 классе – 32 часа,
в 8-9 классах – 33 часа.
5

Общий объем аудиторной работы обучающихся за 5 учебных лет - 5338
часов, что составляет не менее 5058 академических часов и не более 5848
академических часов в соответствии с требованиями к организации учебного
процесса к учебной нагрузке при 5-дневной учебной неделе,
предусмотренными
Гигиеническими
нормативами
и
Санитарноэпидемиологическими требованиями.
Учебный план МБОУ СОШ № 30 для получения основного общего
образования составлен с учетом кадровых условий и образовательных
потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей).
Учебный план для обучающихся с ЗПР
5-8 классы (недельный) 2023-2024 учебный год
Предметные
области

Учебные
предметы

Количество часов в неделю
Классы

Обязательная часть
Русский язык и Русский язык
литература
Литература
Иностранные
Иностранный язык
языки
(английский)
Математика и Математика
информатика
Алгебра

Общественнонаучные
предметы
Естественнонаучные
предметы
Основы
духовнонравственной
культуры
народов
России
Искусство

Геометрия
Вероятность
и
статистика
Информатика
История
Обществознание
География
Физика
Химия
Биология
Основы
духовнонравственной
культуры
народов
России
Изобразительное
искусство
Музыка

V

VI

VII

VIII

IX

Всег
о

5
3

6
3

4
2

3
2

3
3

21
13

3

3

3

3

3

15

5
-

5
-

3
2

3
2

3
2

10
9
6

2
1
1

2
1
1
1

1
1
2
1
2
2
1

1
1
2
1
2
2
2
2

1
1
2,5
1
2
3
2
2

3
3
10,5
4
8
7
4
7

1

1

1
1

1
1

2
1
1

1

-

3
4
6

Технология
Технология
1
8
2
2
2
1
Физическая
ОБЖ
1
2
1
культура
и Адаптивная
Основы
физическая культура
безопасности
жизнедеятельн
ости
2
10
2
2
2
2
Итого
27
29
30
31 32,5 149,5
Часть ООП, формируемая участниками образовательных отношений
Итого часов части, формируемой
участниками
образовательных
отношений
2
1
2
2
0,5
7,5
Русский язык Трудные
вопросы
и литература
русского языка
1
1
ЕстественноЕстественно-научная
1
научные
грамотность
предметы
1
Общественно- Читательская
1
научные
грамотность
1
предметы
Экономика
1
1
Математика и Математическая
0,5
информатика
грамотность
0,5
Физическая
Культура
культура
и безопасности
Основы
жизнедеятельности
безопасности
жизнедеятельн
ости
1
1
1
3
ИТОГО
29
30
32
33
33
157
Учебные недели
34
34
34
34
34
34
Всего часов
986 1020 1088 1122 1122 5338
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности
является неотъемлемой частью образовательной деятельности в
образовательной организации. Образовательная организация предоставляет
обучающимся возможность выбора занятий, направленных на их развитие, с
учетом интересов и способностей школьников с ЗПР.
Внеурочная деятельность включает коррекционно-развивающую
область, поддерживающую процесс освоения содержания АООП ООО.
Распределение часов, предусмотренных на внеурочную деятельность,
осуществляется следующим образом: недельная нагрузка – 10 часов, из них 5
часов отводится на проведение коррекционно-развивающих занятий. Время,
7

отводимое на внеурочную деятельность, за четыре года обучения составляет
до 1350 часов.
Часы
коррекционно-развивающей
области
представлены
групповыми и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями,
направленными на обеспечение развития эмоционально-личностной сферы и
коррекцию ее недостатков; познавательной деятельности и целенаправленное
формирование высших психических функций; формирование произвольной
регуляции деятельности и поведения; коррекцию нарушений устной и
письменной речи; восполнение образовательных дефицитов, психологопедагогическую поддержку в освоении АООП ООО.
Коррекционные
курсы
коррекционно-развивающей
области
определяются на основании заключения ПМПК, могут дополняться
рекомендациями школьного ППк с учетом особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР. Исходя из этого коррекционноразвивающая область включает:
Коррекционный
курс
«Коррекционно-развивающие
занятия:
психокоррекционные (психологические и дефектологические» - 3 часа в
неделю на каждого обучающегося с ЗПР).
Коррекционный курс «Логопедические занятия» - 2 часа в неделю (на
каждого обучающегося с ЗПР).
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации
АООП ООО обучающихся с ЗПР по варианту 7 определяет образовательная
организация.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при
определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся.
Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация по всем учебным предметам, учебным
курсам, учебным модулям проводится в 5-8 (9) классах в соответствии с
«Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МБОУ СОШ №
30».
Промежуточная аттестация – установление уровня освоения основной
образовательной программы начального общего образования всего объема
учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы
за учебный год (годовое оценивание).
Все предметы обязательной части учебного плана, как и предметы из
части, формируемой участниками образовательных отношений, оцениваются
по пятибалльной системе.
Освоение основных образовательных программ основного общего
образования завершается итоговой аттестацией. Нормативный срок освоения
ООП ООО составляет 5 лет.
В соответствии с частью 17 статьи 108 Федерального закона «Об
образовании в Российской Федерации» (Федеральный закон от 08.06.2020 №
164-ФЗ «О внесении изменений в статьи 71.1 и 108 Федерального закона "Об
8

образовании в Российской Федерации"») промежуточная аттестация может
быть проведена с применением электронного обучения.
Учебный план определяет формы проведения промежуточной
аттестации отдельной части или всего объёма учебного предмета, курса,
дисциплины (модуля) образовательной программы.
Объем времени, отведенного на промежуточную аттестацию
обучающихся, определяется рабочими программами учебных предметов,
учебных курсов, учебных модулей и календарным учебным графиком
основного общего образования. Формы промежуточной аттестации учебных
предметов, учебных курсов, учебных модулей представлены в таблице:
Классы
Учебные
предметы
Русский язык

Литература
Иностранный
язык

Математика

5

6

7

8

9

Средний
балл по
предмету за
4 четверти
Контрольная работа
(годовая
отметка) /
контрольная
работа
Средний балл по предмету за 4 четверти (годовая отметка) /
контрольная работа
Средний
балл по
Средний балл по предмету предмету за Средний балл по предмету
за 4 четверти (годовая
4 четверти
за 4 четверти (годовая
отметка) / контрольная
(годовая
отметка) / контрольная
работа
отметка) /
работа
контрольная
работа
Контрольная работа

Алгебра

Контрольная
работа
Контрольная
работа
Контрольная
работа
Контрольная работа
Средний
Средний
балл
по балл
по
предмету за предмету за
4 четверти 4 четверти
(годовая
(годовая
отметка)
/ отметка)
/
контрольная контрольная
работа
работа

Контрольная работа

Геометрия
Вероятность и
статистика

Информатика
История

Контрольная работа

9

Классы
Учебные
предметы

5

6

7

8

Обществознание Средний
балл
по
предмету за
4 четверти Средний балл по предмету за 4 четверти
(годовая
(годовая отметка) / контрольная работа
отметка) /
контрольная
работа
ОДНКНР
Средний балл по предмету
за 4 четверти (годовая
отметка)
География
Средний
Средний
балл
по балл
по
предмету за предмету за
4 четверти 4 четверти
Контрольная работа
(годовая
(годовая
отметка) / отметка)
/
контрольная контрольная
работа
работа
Физика
Средний балл по предмету
за 4 четверти (годовая
отметка) / контрольная
работа
Химия
Контрольная
работа

Биология
Средний балл по предмету за 4 четверти (годовая
отметка) / контрольная работа

Музыка
ИЗО
Технология

9

Средний
балл
по
предмету за
4 четверти
(годовая
отметка)
/
контрольная
работа

Контрольная
работа

Средний
балл
по
предмету за
4 четверти
(годовая
отметка)
/
контрольная
работа
Средний
балл
по
предмету за
4 четверти
(годовая
отметка)
/
контрольная
работа
Средний
балл
по
предмету за
4 четверти
(годовая
отметка)
/
контрольная
работа

Средний балл по предмету за 4 четверти (годовая
отметка)
Средний балл по предмету за 4 четверти
(годовая отметка)
Защита проектов
10

Классы
Учебные
предметы
ОБЖ

Физическая
культура
Учебные курсы
Трудные
вопросы
русского языка
Естественнонаучная
грамотность
Читательская
грамотность
Экономика
КБЖ

5

6

7

8

9

Средний балл по предмету
за 4 четверти (годовая
отметка) / контрольная
работа
Средний балл по предмету за 4 четверти (годовая отметка)
Средний балл по предмету за 4 четверти (годовая отметка)
Средний балл по предмету за 4 четверти (годовая отметка)
Средний балл по предмету за 4 четверти (годовая отметка)
Средний балл по предмету за 4 четверти (годовая отметка)
Средний балл по предмету за 4 четверти (годовая отметка)
Средний балл по предмету за 4 четверти (годовая отметка)

Промежуточная аттестация обучающихся с ОВЗ организуется с учетом
пункта 4 «Специальные условия проведения текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации учеников с ОВЗ» Положения о
формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости МБОУ
СОШ № 30
Согласно пункту 5.6. Положения о формах, периодичности, порядке
текущего контроля успеваемости МБОУ СОШ № 30, неудовлетворительные
результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным
предметам, курсам, дисциплинам (модулям) и иным видам учебной
деятельности, предусмотренным учебным планом, или непрохождение
промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин
признаются академической задолженностью (ч. 2 ст. 58 Федерального закона
от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, обязаны
ликвидировать академическую
задолженность
по
соответствующим
учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки,
определяемые приказом директора школы на основании решения
педагогического совета, в пределах одного года с момента образования
академической задолженности. В указанный период не включается время
болезни обучающегося.

11


Наверх

На сайте используются файлы cookie.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».