Учебный план для 1-4 классов МБОУ СОШ № 30 ОВЗ ЗПР 7.1, 2023-2024 (выписка из АООП НОО ОВЗ ЗПР 7.1)

1

Пояснительная записка
Учебный
план
образовательной
организации,
реализующей
адаптированную основную общеобразовательную программу начального
общего образования обучающихся с задержкой психического развития (далее
– АООП НОО обучающихся с ЗПР) по варианту 7.1, составлен в
соответствии с ФАОП НОО для обучающихся с ОВЗ, утвержденной
Приказом Министерства просвещения РФ от 24.11.2022г. № 1023, фиксирует
общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки
обучающихся, состав и структуру предметных областей и коррекционноразвивающей области, распределяет учебное время, отводимое на их
освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при
разработке содержания образования, требований к его усвоению и
организации образовательного процесса, а также выступает в качестве
одного из основных механизмов реализации.
Учебный план соответствует действующему законодательству РФ в
области образования, обеспечивает реализацию требований ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ и выполнение гигиенических требований к режиму
образовательного процесса, установленных действующими СП 2.4.3648-20 и
СанПиН 1.2.3685-21.
В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ учебный план
АООП НОО по варианту 7.1 включает обязательные предметные области и
коррекционно-развивающую область, входящую в состав внеурочной
деятельности. Коррекционно-развивающая область включает коррекционные
курсы, способствующие преодолению или ослаблению нарушений в
развитии, коррекцию имеющихся недостатков с учетом психофизических
особенностей обучающихся с ЗПР и их особых образовательных
потребностей на основе рекомендаций ПМПК и ИПР.
Учебный план образовательной организации, реализующей АООП
НОО обучающихся с ЗПР по варианту 7.1, состоит из двух частей –
обязательной части и части, формируемой участниками образовательных
отношений.
В соответствии с вариантом 7.1. ФАОП НОО обязательные предметные
области и учебные предметы в учебном плане соответствуют положениям
федерального учебного плана в ФОП НОО. Во внеурочную область
федерального учебного плана включаются коррекционно-развивающие
занятия по программе коррекционной работы в объеме 5 часов в неделю на
одного обучающегося с ЗПР.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных
предметов обязательных предметных областей и учебное время, отводимое
на их изучение по классам (годам) обучения. В соответствии с ФГОС НОО
ОВЗ обучающихся по варианту 7.1. обязательные предметные области
2

учебного плана и основные задачи реализации содержания предметных
областей соответствуют ФГОС НОО.
Обязательная часть учебного плана включает в себя следующие
предметные области:
1.
«Русский язык и литературное чтение».
2.
«Иностранный язык».
3.
«Математика и информатика».
4.
«Обществознание и естествознание ("Окружающий мир")».
5.
«Основы религиозных культур и светской этики».
6.
«Искусство».
7.
«Технология».
8.
«Физическая культура».
В школе языком образования является русский язык, и в соответствии с
пунктом 32.1 ФГОС НОО изучение родного языка и литературного чтения на
родном языке из числа языков народов Российской Федерации,
государственных языков республик Российской Федерации осуществляется
по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних. На
первое сентября 2023 года таких заявлений от родителей (законных
представителей) не поступило.
Содержание образования предусматривает реализацию коррекционных
подходов к обучению, способствующих освоению программного материала и
коррекции имеющихся у обучающихся с ЗПР нарушений развития.
Содержание образования при получении начального общего образования
реализуется преимущественно за счет введения учебных курсов,
обеспечивающих целостное восприятие мира, системно-деятельностный
подход и индивидуализацию обучения.
Во 2-4 классах определенные темы раздела «Правила безопасной
жизнедеятельности» учебного предмета «Окружающий мир» изучаются с
использованием материально-технического оснащения Центра образования
цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Такими темами
являются:
 основы здорового образа жизни и культуры здоровья;
 опасности окружающего мира и защита человека в опасных и
чрезвычайных ситуациях и др.
Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской
этики» изучается в объеме 1 часа в неделю в 4-м классе. На основании
заявлений родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся в учебном плане представлены модули «Основы православной
культуры», «Основы религиозных культур народов России» и «Основы
светской этики».
Учебный предмет «Физическая культура» предметной области
«Физическая культура» изучается 2 часа в неделю (68 часов в год). Третий
час реализуется за счёт посещения обучающимися спортивного кружка
3

дополнительного образования «Подвижные игры», предусматривающего
физическую активность.
Часть
учебного
плана,
формируемая
участниками
образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных
потребностей обучающихся с ЗПР. Время, отводимое на данную часть
внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, может
быть использовано: на увеличение учебных часов, отводимых на изучение
отдельных учебных предметов обязательной части; на введение учебных
курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе
этнокультурные,
на
введение
курсов,
обеспечивающих
особые
образовательные потребности обучающихся с ЗПР.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей
обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально
допустимой недельной нагрузки обучающихся, используется на увеличение
учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов,
курсов, модулей из перечня, предлагаемого МБОУ СОШ № 30, по выбору
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся:
курс «Пишу красиво и правильно», 1-й класс (1 час в неделю), –
учебный курс, в содержании которого рассматривается орфоэпическое,
лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и
пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественнообразное мышление младших школьников, каллиграфическое письмо;
курс «Развитие культуры речи», 2-й класс (1 час в неделю), – учебный
курс в объеме 1 час во 2 классе с целью развития познавательной и
коммуникативной компетенций обучающихся посредством формирования
навыков смыслового чтения через организацию работы с текстом;
курс «Математическая грамотность», 3-й класс (1 час в неделю), –
учебный курс в объеме 1 час в 3 классе, главными целями которого являются
формирование математической компетенции младшего школьника,
способности определять и понимать роль математики в мире, в котором он
живёт, высказывать обоснованные математические суждения и использовать
математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности,
присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Учебный план НОО обучающихся с ЗПР (вариант 7.1)

Предметные
области

Учебные предметы

Количество часов в
неделю
1-й
2-й
3-й
4-й
класс класс класс класс

Всего

Обязательная часть
Русский язык и

Русский язык

5

5

5

5

20
4

литературное
чтение

Литературное
чтение

4

4

4

4

16

Иностранный язык

Иностранный язык
(английский)

–

2

2

2

6

Математика и
информатика

Математика

4

4

4

4

16

2

2

2

2

8

Обществознание и
естествознание
(«Окружающий
мир»)

Окружающий мир

Основы
религиозных
культур и светской
этики

Основы
религиозных
культур и светской
этики

–

–

–

1

1

1

1

1

1

4

Искусство

Изобразительное
искусство
Музыка

1

1

1

1

4

Технология

Технология

1

1

1

1

4

Физическая
культура

Физическая
культура

2

2

2

2

8

20

22

22

23

87

Итого

Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Учебные предметы, курсы, модули по
выбору:

1

1

1

–

3

Русский язык и
литература

Пишу красиво и
правильно

1

-

-

-

1

Развитие культуры
речи

-

1

-

-

1

Математическая
грамотность

-

-

1

-

1

Всего в неделю

21

23

23

23

90

Максимально допустимая недельная
нагрузка (при пятидневной неделе) в
соответствии с действующими
санитарными правилами и нормами

21

23

23

23

90

Математика и
информатика

5

Учебные недели

33

34

34

34

135

Всего учебных часов на учебный
период

693

782

782

782

3039

Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности
является неотъемлемой частью образовательной деятельности в
образовательной организации. Образовательная организация предоставляет
обучающимся возможность выбора занятий, направленных на их развитие, с
учетом интересов и способностей школьников с ЗПР.
Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС НОО
ОВЗ организуется по следующим направлениям: духовно-нравственное,
социальное,
общеинтеллектуальное,
общекультурное,
спортивнооздоровительное.
Внеурочная деятельность включает коррекционно-развивающую
область, поддерживающую процесс освоения содержания АООП НОО.
Распределение часов, предусмотренных на внеурочную деятельность,
осуществляется следующим образом: недельная нагрузка – 10 часов, из них 5
часов отводится на проведение коррекционно-развивающих занятий. Время,
отводимое на внеурочную деятельность, за четыре года обучения составляет
до 1350 часов.
Часы
коррекционно-развивающей
области
представлены
групповыми и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями,
направленными на обеспечение развития эмоционально-личностной сферы и
коррекцию ее недостатков; познавательной деятельности и целенаправленное
формирование высших психических функций; формирование произвольной
регуляции деятельности и поведения; коррекцию нарушений устной и
письменной речи; восполнение образовательных дефицитов, психологопедагогическую поддержку в освоении АООП НОО.
Коррекционные
курсы
коррекционно-развивающей
области
определяются на основании заключения ПМПК, могут дополняться
рекомендациями школьного ППк с учетом особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР. Исходя из этого коррекционноразвивающая область включает:
1.
Логопедические занятия по курсу «Коррекция и развитие
устной речи, профилактика нарушения чтения и письма» в объеме 2 часов в
неделю в 1-м классе. «Коррекция нарушений чтения и письма,
обусловленная системным недоразвитием речи» в объеме 1 часа в неделю в
1-м классе и по 3 часа в неделю во 2–4-м классах.
2.
Психокоррекционные занятия педагога-психолога по курсу
«Развитие и коррекция регулятивных процессов и коммуникативной
деятельности» в объеме 1 часа в неделю с 1-го по 4-й классы. Курс
«Адаптационные психологические занятия», который представлен в ИУП в
объеме 1 часа в неделю с 1-го по 4-й классы, направлен на адаптацию к
6

школьному обучению, принятию школьных правил и роли ученика,
улучшение социального взаимодействия обучающихся.
3.
Психокоррекционные
занятия
учителя-дефектолога
по
курсу «Коррекция
и
развитие
учебно-познавательной
деятельности/коррекция индивидуальных образовательных дефицитов» в
объеме 2 часов в неделю и с распределением времени внутри указанных
часов с учетом индивидуальных особенностей ребенка с ЗПР.
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации
АООП НОО обучающихся с ЗПР по варианту 7.1 определяет образовательная
организация.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при
определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся.
Формы промежуточной аттестации
Учебный план определяет формы проведения промежуточной
аттестации в соответствии с Положением о формах, периодичности, порядке
текущего контроля успеваемости МБОУ СОШ № 30.
В 1-м классе промежуточная аттестация не проводится.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится начиная с 2-го класса в
конце каждого учебного периода по каждому изучаемому учебному
предмету. Промежуточная аттестация обучающихся проводится на основе
результатов накопленной оценки и результатов выполнения тематических
проверочных работ и фиксируется в классном журнале.
По итогам промежуточной аттестации обучающемуся выставляется
промежуточная оценка, которая фиксирует достижение предметных
планируемых
результатов
и
универсальных
учебных
действий. Промежуточная оценка является основанием для перевода
обучающихся в следующий класс.
Формы промежуточной аттестации для учебных предметов, учебных и
внеурочных курсов, учебных модулей представлены в таблице:
Учебные предметы,
Класс
Форма промежуточной аттестации
курсы, модули
Русский язык
2-3
Итоговая контрольная работа
4
Средний балл по предмету за 4
четверти (годовая отметка)/ВПР/
контрольная работа
Литературное чтение
2-4
Итоговая работа с текстом
Иностранный язык
2-4
Итоговая контрольная работа
Математика
2-3
Итоговая контрольная работа
4

Средний балл по предмету за 4
четверти (годовая отметка)/ВПР/
контрольная работа
7

Окружающий мир

Основы
культур
этики
Музыка

религиозных
и
светской

2-3
4

4

2-4

Изобразительное
искусство
Технология

2-4

Физическая культура

2-4

2-4

Развитие культуры речи

2

Математическая
грамотность
Коррекционноразвивающие занятия:
логопедические занятия

3
2–4-й

Итоговая контрольная работа
Средний балл по предмету за 4
четверти (годовая отметка)/ВПР/
контрольная работа
Средний балл по предмету за 4
четверти (годовая отметка)
Средний балл по предмету за
четверти (годовая отметка)
Средний балл по предмету за
четверти (годовая отметка)
Средний балл по предмету за
четверти (годовая отметка)
Средний балл по предмету за
четверти (годовая отметка)
Средний балл по предмету за
четверти (годовая отметка)
Средний балл по предмету за
четверти (годовая отметка)
Текущий мониторинг динамики
развития

4
4
4
4
4
4

8


Наверх

На сайте используются файлы cookie.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».